О СЦЕНАРНОМ КРИЗИСЕ.

Советская кинематография находится в полосе сценарного кризиса, который уже становится явлением хроническим. Как бы ни расценивать причины кризиса, но несомненно, что отсутствие
необходимого для выполнения производственных программ количества идеологически и художественно доброкачественных кино-сценариев вызывает невыполнение этих планов, длительные про
стои павильонов и, наконец, влияет на среднюю себестоимость фильмы в сторону ее удорожания. Нам думается, что для того, чтобы следствием сценарного совещания, происходящего в настоящее время в Москве, были не только хорошие резо
люции, но и хорошие сценарии, следует раньше всего проанализировать причины сценарного кри
зиса, вместо того, чтобы кричать о нем на всех перекрестках, оправдывая этими «объективными, не зависящими от редакции» обстоятельствами целый ряд крупных ошибок в деле организации и руководства сценарным делом.
Неумение надлежащим образом поставить заготовку сценариев, использовать кадры писатель
ских лиц для тем и либретто, кадры сценаристов для либретто и авторских сценариев, отрыв сценаристов от производства, средостения между автором и съемочной группой, недостаточная оплата сценариев и, наконец, приниженное положе
ние сценариста на фабрике — вот основные из причин, вызывающих, на наш взгляд, сценарный кризис.
Сценарист в производстве на положении пария. О судьбе своего произведения он узнает послед
ним и чаще всего тогда, когда фильма уже снята, смонтирована и демонстрируется на экранах, когда сценарий перекроен до неузнаваемости бесконечными консультантами литературных и ки
нематографических инстанций и, наконец, режиссером который в большинстве случаев выступает в роли обязательного соавтора.
Использование сценаристов производится по случайным, а не производственным основаниям.
Далеко не весь кадр сценаристов использован кино- организациями.
Подготовка сценаристов идет сложными извилистыми путями проникновения в тайну («святая святых») сценарного письма, а сплошь да рядом путем откровенного выдвижения работников кинооганизаций.
В то же время, насколько нам известно, не было предпринято никаких мер к тому, чтобы привлечь к сценарной работе журналистов, ко
торые легче и быстрее других смогут овладеть этим видом творчества.
Попытка создать сценарные кадры через систему сценарных мастерских потерпела неудачу. Был подобран совершенно случайный состав, ко
торому было поручено писать (за фикс) сценарии. Эта система, к сожалению, привела к тому, что со стороны сценарных мастерских проявились тенденции к монопольному изготовлению сценариев для своей фабрики.
Попытка привлечения писателей и драматургов к сценарной работе не увенчалась успехом потому, что им давались преувеличенные, ошибоч
ные задания — дать авторский сценарий, задания явно невыполнимые для лиц, не обладающих спе
циальным знанием законов кинотворчества. Для того, чтобы смягчить сценарный кризис, а вернее для того, чтобы создать на производстве условия, способствующие созданию хороших сценариев, необходимо разграничить и рабочие задания и методы сценарной работы по трем разделам про