цесса производства сценария: тем, либретто, сценариев. К разработке тем и отчасти либретто при
влечь писателей, журналистов, рабкоров все те слои, которые связаны с советской действитель
ностью и могут из нее черпать, нуждающиеся в в экранизации темы.
Эта установка должна требовать более внимательного отношения и к сценарному самотеку.
Столько горьких слов, барской иронии профессионалов-генералов от кино-литературы было брошено по адресу тех неведомых авторов, кото
рые составляют самотек, что приходится только удивляться тому, что приток его не ослабевает.
Сценарный самотек должен быть использован также в плане подыскания тем для сценариев, потому что этого не могут сделать тематические планы, которые, давая темы, по сути дела предлагают вниманию общественности только пробле
мы, которые еще нужно одеть в фабульные одежды.
Тематические планы при отсутствии планового начала в деле заготовки сценариев, естественно, не могут быть реальными. Наоборот, максималь
ная специализация, должна быть проявлена в разработке сценариев. Для этого целесообразно включать сценариста в съемочный коллектив, так как это наиболее реальный способ связать его с производством.
Должно быть усилено значение автора в общей системе производства.
Как правило, следует искоренить соавторство режиссеров, ибо в большинстве случаев оно вы
зывается соображениями непроизводственного порядка.
Следует установить, что изменения темы, либретто или сценария могут производиться лишь при обязательном согласовании с автором.
Необходимо возможно быстрее и решительнее реорганизовать сценарные мастерские, ликвидировать «монополию сценарной торговли».
Самое решительное сопротивление должны встретить попытки, под предлогом сценарного кризиса, отступить от революционной тематики, протащить на экраны так называемые «нейтраль
ные» темы, в которых моменты политические искусственно введены в шаблонную сюжетную линию сценария.
Наоборот, изжитие сценарного кризиса имеет своей задачей поднять художественно-идеологи
ческий уровень сценариев, того идеологического сырья, без которого немыслимо создание фильмы, вместо голой схемы и штампа дать живого человека в его социальной среде.
И, наконец, улучшение художественных аппаратов на фабриках, при правлениях кино-органи
заций, а также привлечение общественности к обсуждению сценариев через систему художественных советов при фабриках, значительно облегчит возможность изжития сценарного кризиса.
А. ГОЛЬДМАН.

ПРОИЗВОДСОВЕЩАНИЯ В ХУДУЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

Мы хотим познакомить читателей «Рабиса» с работой производсовещания в Ленинградской Государственной Консерватории.
Вот уже больше года как местком, так и организованное им производсовещание считали, что
они могут строить свою работу в данном вопросе исключительно по линии административно-хозяйственной, не затрагивая постановки учебно-производственной работы ВУЗ‘а, как-то: работы
Оперной Студии, концертного симфонического оркестра и др. Нужно сказать, что не только местком, но и Облотдел довольно продолжитель
ное время разделял эту, по-нашему, неверную, точку зрения. Если принять во внимание, а не принять этого нельзя, что местком консерватории объединяет в подавляющем большинстве членов союза, работающих по педагогической линии, и в производсовещание и производкомиссию входят большинство педагогов, то станет понятным, что вопросы адм.-хоз. порядка чрезвычайно мало могут заинтересовать присутствующих. Доклады
заслушиваются по обязанности, прений почти не вызывают, принимаются к сведению и зачастую выносятся одобряющие постановления без деталь
ного и критического обсуждения. Мы же считали и продолжаем считать, что ограничиваться по
становками на ВУЗ‘овских производсовещаниях только этих вопросов нельзя. И имеем на то доказательства. Недавно был поставлен вопрос на производсовещании о работе Оперной Студии и в результате была такая активность, что пришлось продолжить обсуждение этого вопроса на второе заседание. К нашему несчастью Всерабис по во
просу о работах производкомиссий и производсовещаний по линии учебных заведений ничего не говорит да и живых указаний об организации и построении этой работы в ВУЗ‘ах не имеется. Нам могут возразить, указав на то, что эти во
просы подлежат компетенции и должны разбираться в учебно-административных органах, как-то: факультетах, Правлении и Совете ВУЗ‘а. Заранее
отводим это возражение, хотя бы по одному тому, что все перечисленные органы являются целиком адм.-академическими, а не профсоюзными и ог
раничиваться разбором этих вопросов только на них—значило бы почти придушить так жизненно необходимую в ВУЗ‘овских условиях самокритику.
В будущем, чтобы еще больше оживить работы производсовещания в ВУЗ‘ах, нам кажется было бы очень полезно ставить на них вопросы не только внутривузовского характера, но и вопросы, целиком затрагивающие данное производство. Разве не полезно обсудить вопрос о пяти
летнем производственном плане Гос. ак. театров, так как учебные заведения, как и гос. оперные театры при разработке своих планов и программ должны быть тесно согласованы и увязаны. Здесь могли быть полезны и объединенные производ
ственные совещания ВУЗ‘а с театрами. Нужно прямо с полной ответственностью заявить, что органической, постоянной связи муз. ВУЗ‘е с госуд. художественными производств. предприятиями, какими в наших условиях являются Гос. ак. театры, ак. Филармония и др. несмотря на территориальную близость совершенно не существует.
Разве это положение может считаться нормальным? Разве от этой оторванности не страдает работа как ВУЗ‘а, так и театров? Хотелось бы через журнал «Рабис», чтобы наши товарищи из Академии Художеств, Московской Гос. Кон
серватории, ВХУТЕИН’а и Гос. Ак. театров поделились бы с нами своим мнением по затронутому вопросу.
Е. ХВАТСКИЙ
Ленинград.