Моск. драмтеатр им. МГСПС.„Голос недр“. Слева направо:

КОМЕНДАНТ СПЕКТАКЛЯ.

ЕЩЕ О ПОМРЕЖАХ.

Дискуссия о помощнике режиссера в «Рабисето замирает, то вновь вспыхивает.
Это очень показательно.
Очевидно, вопрос животрепещущий, и, рано или поздно, решать его настоятельно необходимо.
Помощник режиссера работает вне всяких норм. Его обязанности неисчислимы. Таланты разносторонни. Невзгоды мелки и именно мелкотой своей обидны. Место его в производствен
ной системе спектакля если не почетное (ведь зрительный зал, судья спектакля и его участни
ков, помрежа не знает), то по сю сторону рампы заметное, видное. Хороший помощник «ведет
спектакль и режиссер спокоен. Сцена обставлена (например, в постановке в павильонах, где вся монтировка, весь «уют», весь «натурализм» про
ходного спектакля — дело рук помощника и, обычно, его одного), выхода, сигналы, эффекты занесены, отмечены в тексте, связь с машинистом, электротехником, актерами установлена беспере
бойная.... Недаром на повторных спектаклях после того, как «спектакль пущен», режиссер частенько отсутствует.
Хороший помощник «ведет» спектакль и актер, не занятый в начале акта, может спокойно отдыхать в уборной, зная, что его предупре
дят ровно за столько времени, что не придется ни мчаться сломя голову, ни дежурить без конца на выходе. Ибо хороший помощник все су
меет и все успеет. Хороший помощник работает, как точный механизм.
Та стройность спектакля, какая сообщает ему известную необходимую торжественность, то бережное сохранение короткой, на срок, сцениче
ской «жизни» от всех шумов и звуков кулис, та производственно-трудовая дисциплина, которая чувствуется через рампу и убеждает зрителя в том, что спектакль—большое, серьезное, нужное дело — отличают работу хорошего помощника, являющегося подлинным бессменным комендантом спектакля.
И вот этот комендант спектакля, необходимейший человек, существо в театральном мире
забитое. Не желая повторять других, мы уже не говорим о пониженной тарифной ставке помощника и беззастенчивой эксплоатации его труда. Нас интересует вопрос о невозможности для помощника производственно-творческого продвижения. Любой третий актер со временем становится и стремится стать, так как для того имеются предпосылки, вторым, а то и первым актером.
А помощник ?
Куда он продвинется? В режиссеры?...
Ну, это только в старину, при халтурном хозяйстве, случались такие идиллические превращения!
Помреж — не помощник режиссера в точном смысле этих слов. Его давным давно превратили в технического сотрудника при режиссере, в ка
кого-то «для поручений». А на его место явился лаборант, звание, придуманное для бесталанных и безработных молодых людей.
Все мы, работающие на театре, знаем, чего стоит хороший помощник. Мы не станем пере
числять всех его обязанностей и заслуг — кто их не знает? Но мы скажем, что помощнику режиссера должны быть обеспечены а) профессиональ
ная квалификация, б) продвижение в производстве, в) творческий рост. А это значит, что по
мощника режиссера следует рассматривать, как будущего режиссера, и только так. Для этого имеются все основания. Не надо быть смельча
ком, чтобы утверждать, что квалифицированный помощник имеет во много раз больше прав на самостоятельную режиссуру, чем «герои», при
ватно подрабатывающие на очередной режиссуре, или иные «завхуды», не имеющие о режиссуре даже смутного понятия. Сценариус — помощник режиссера (он же лаборант)—режиссер — такой должна быть «иерархическая лестница» режис
серского цеха. Всерабису и Посредрабисам не мешало бы практически заняться этим вопросом.
На скромности и забитости помощников дальше выезжать не годится.

В. ЯРОПОЛК.

Иваново-Вознесенск.

Шишков—Казанок,Егорова—Пелагея,Дорошевич—Лысенко.