О ПОЛОЖЕНИИ В ТЕАТРАХ МОСКВЫ.

Тов. Михайлов в № 53 газеты «Трудвполне верно и своевременно ставит вопрос о внутреннем положении театров Москвы. При этом
следует оговориться, что, несмотря на наличие некоторой поверхностности обзора общественного состояния театров, что вполне естественно, поскольку Михайлов исходит исключительно из дан
ных, полученных из беседы в т-ре им. Вахтангова с пред. Месткома т. Барановым и на неко
торых данных о положении в театре Замосквор. Совета, все же общий вывод правилен, но недо
статочен и к нему следует добавить следующие основные положения, которые, по нашему мнению, более полно характеризуют всю общественную жизнь театра и взаимоотношения отдельных групп его работников.
Если т. Михайлов, ставя вопрос в своей статье: «Где корень в наличии нелегальных ор
ганизаций в театрах Замоскворец. Совета и им. Вахтангова?», сам же отвечает: «в слабости проф
союзного обслуживания этих актерских групп»,— то это определение будет недостаточным. Вся суть этого вопроса заключается в том, что в теат
рах им. Вахтангова и Замосквор. Совета мы имеем сигнализацию отсутствия правильных форм по
воспитанию и втягиванию в художественную и общественную жизнь театральных предприятий театрального молодняка. Этому основному серь
езнейшему вопросу уделил большое внимание XI-й съезд Мосгубрабиса (ноябрь 1928 г.), который в своих решениях указал: «Съезд констатирует правильность установки правления в части обслуживания худож. молодняка через органы проф
союзов и под их руководством; отмечает, как нездоровую, тенденцию создания самостоятельной ассоциации театрального молодняка. Вместе с этим, съезд поручает правлению обеспечить в дальнейшем развертывание этой работы среди художественного молодняка».
Это дает четкую политическую установку, и в данное время вопрос о работе с худож. молодняком уже поставлен во главу угла всей профработы театральных предприятий.
Мы считаем, что вопрос с художественным молодняком с каждым годом приобретает все более и более серьезное значение в свете тех за
дач в области реального проведения культурной революции, которые стоят перед нашими теат
ральными предприятиями. Особенно рельефно серьезность этого вопроса начинает проявляться в данное время, поскольку на фронте театрального искусства мы имеем реальные формы на
ступления мелко - буржуазной идеологии и не только сочувствие, но и активную поддержку ее отдельными группами работников теапредприятий. Наша задача в этих условиях—создать такую об
становку, которая не дала бы возможности теат
ральному молодняку подпасть под влияние групп, стремящихся внести в театр элементы нэпмановских и либерально-буржуазных настроений. Для выполнения этой основной политической задачи, союзом намечен целый ряд конкретных меропри
ятий по втягиванию театрального молодняка как в производственную, так и в общественную жизнь теапредприятий.
При этом мы должны со всей категоричностью заявить, что эта задача будет полностью выпол
нена только при условии реальной поддержки и содействия профсоюзным организациям со стороны всех тех организаций, которым принадле
жат театральные предприятия и, в первую очередь,
со стороны Главискусства. Между тем со стороны, последнего союзная организация не получает никакой поддержки, а иногда имеет даже некото
рое противодействие при проведении союзными, организациями ряда мероприятий. Практика ра
боты низовых организаций Мосгуботдела союза работников искусств может дать этому положению ряд показательных примеров.
В статье т. Михайлова отдельные моменты не вполне точно освещены. В частности, за
молчано указание Мосгубрабиса Дирекции т-ра им. Вахтангова от 8 декабря 1928 г. об упразд
нении существующего там «актива». Кроме того, в отношении к Замоскворецкому театру т. Ми- Xайлов, вероятно, недостаточно информирован
насчет состояния театра в данное время. Считаю необходимым отметить:
Вопрос с П. полностью ликвидирован общим собранием работников театра, которое большинством согласилось с установкой союза, и в данное время П. работает в театре на равных условиях со всеми работниками театра Замсовета.
Штрафы с актеров в театре не взимаются, а средства актерской кассы взаимопомощи еще раньше пошли на выдачу ссуд актерам для при
обретения жилой площади, поскольку они по окончании Техникума остались абсолютно без всякого помещения.
Директор театра т. Рекстень как все время, так и сейчас принимает активнейшее уча
стие в проведении всех мероприятий, намеченных союзом по изжитию отдельных болезненных сторон в театре.
Мы полагаем, что статья тов. Михайлова, а также и наши добавления должны заставить общественность более внимательно присмотреться к внутренней жизни театров. Необходимо в пер
вую очередь провести реальные мероприятия по коммунизации наших театров. Если раньше мы имели случаи, когда по тем или иным тактическим соображениям (т. Михайлов, опять мо
жем привести примеры) мы тут воздерживались, то сейчас с этой тактикой необходимо решительно покончить. Следует заставить всех деятелей ис
кусства понять, что если наша партия руководит всей хозяйственной и культурной жизнью страны, то она имеет не меньшее право руководить и жизнью всех театров, в том числе и так назыв. академических, учитывая, что театры призваны быть проводником культурной революции.
Кроме того, Главискусство должно принять более решительные меры к удалению из театров всех тех, кто окопался под крылышком наших театральных предприятий.
Если эти мероприятия будут проведены, то постепенно во всех театрах мы создадим здоро
вые производственные коллективы, которые под руководством партийных и профсоюзных органи
заций еще больше приблизят театр к широкой пролетарской общественности и уничтожат в них «уголки» мелко-буржуазных влияний.
Председатель Мосгубрабиса П. КУЗЬМИЧЕВ.
НА КАЖДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ДОЛЖНА ВЕСТИСЬ РАБОТА ПО СМОТРУ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СОВЕЩАНИЙ.