К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ РАБОТЫ Н. А. КАСАТКИНА.

„Углекопы“.Н. А. Касаткин.
Народный художник Н. А. Касаткин, пятидесятилетие художественной деятельности которого празднует вся художественная общественность, занимает совершенно исключительное место среди крупнейших художников-передвижников.
Если большинство передвижников в свою лучшую пору, отмеченную увлечением народниче
ством, избрало крестьянскую жизнь, ее нищету, темноту и бесправие темой своей социально насыщенной живописи, то Касаткин, представи
тель младшего поколения передвижников, целиком отдал свою кисть на служение нарождавшемуся и крепнувшему в первых революционных боях рабочему классу.
Известно какое огромное впечатление произвели первые картины Касаткина изображав
шие быт и каторжные условия труда рабочих
Донбасса. Уже тогда отмечалось, что Касаткин открыл целую новую область для живописного отображения. Фиксировал внимание общества на рабочем и его жизни. В этом неотъемлемая за
слуга Касаткина и залог его популярности в наши дни.
Касаткин родился в 1859 году в Москве, в семье мастера-литографа. 14 лет он поступает в московскую школу «Живописи и ваяния», ко
торую и кончает в 1878 году. Начиная с 1888 г. он участвует в передвижных выставках. Первые
его картины, несмотря на многие достоинства, их отмечающие, носят еще ученический характер и целиком по своей тематике и формам определяются учителем Касаткина—В. Г. Перовым. На
чиная с девяностых годов Касаткин находит
свой круг тем, и безостановочно совершенствуется, отображая в своей живописи быт рабочего класса. Революционные бои 1905 года находят в лице Касаткина своего первого художника, перено
сящего на полотно драматические эпизоды этой борьбы. Здесь следует отметить следующие кар
тины Касаткина, относящиеся к этому времени: «9 января», «Тревожное», «После обыска», «Утро похорон Баумана», «Последний путь шпиона», «Рабочий боевик», «Беззаветная жертва революции» и «Атака завода работницами».
В последующие годы реакции Касаткин неутомимо пишет картины из рабочего быта, за
рисовывает типы рабочих и работниц, и до наших дней остается верным своей основной теме, изображая в серии картин «Наша комсомольская молодежь» новую молодую смену революции.
Если отбросить в сторону различия формального порядка и художественных масштабов, то Касаткина, как певца рабочего класса, по его значению в русском искусстве, можно поставить только наряду с такими крупными западно-евро
пейскими художниками как Менье, Стейнлен и Кэтэ Коллвиц.
Правда Касаткин не мог дать в своих картинах пафоса работы и революционной борьбы. Эта задача все еще остается неразрешенной на
шими художниками, и, очевидно, надолго еще останется только целью художественных устремлений. Однако Касаткин сделал все возможное для того, чтобы втиснуть в узкие рамки жи
вописного натурализма, унаследованного им от своих учителей-передвижников, новое, никем еще до него не затронутое содержание рабочей жизни и борьбы.
В этом его неоспоримая заслуга перед рабочим классом СССР и его искусством. И по
этому советская общественность вполне заслу
женно почтила его первым из русских художников в 1922 году званием народного художника Республики, а ныне торжественно празднует пятиде
сятилетие художественной деятельности мастера, за весь, долгий путь своего художественного служения наиболее близкого пролетариату.
А. Б. ВЫШЕЛ И РАЗОСЛАН ПОДПИСЧИКАМ БЮЛЛЕТЕНЬ ЦК ВСЕРАБИС № 2 (29) 1929 г.