СОВЕЩАНИЕ ПО ТЕАПОЛИТИКЕ ПРИ НКП.

В основу репертуарного контроля положена резолюция, предложенная т.т. Орлинским и Беспаловым.
Она исходит из общего политического строя нашей страны (пролетарская диктатура) и из совокупности условий развития пролетарской государ
ственности и советской общественности. Последнее характеризуется капиталистическим окружением извне и новым мелкобуржуазным влиянием внутри страны. Отсюда вытекает задача обоснованного, но решительного подавления попыток агитации враждебной пролетарской революции, и внесения в репертуар анти-пролетарских настроений. Работа должна вестись с учетом изменений в общественных настроениях групп, из которых исходят указанные лозунги, и к общей политической обстановке на каждом этапе развития.
В основу организации репертуарного контроля кладутся следующие принципы:
Требование правильного политического подхода не только от ГРК, но и от подконтрольных учреждений (театров, драматургов и т. д.).
Разграничение функций между органами производственными и репертконтрольными.
Установление органического контакта репертконтрольных органов с органами директивными. Регламентация рамок и сроков репертконтроля.
В плане обогащения репертуара западными новинками необходимы правительственная под
держка заказов на музоматериалы, расширение прав театров на лицензии, специальный кредит на приобретение западной оперной литературы и привлечение к работе для советского театра западных мастеров (по примеру Прокофьева, Шреккера).
Что касается советской продукци, то налицо факт весьма раскрытых ножниц между спросом театров и предложением авторов. Малочисленный репертуар революционных опер крайне не высок по качеству и музыки и либретто. Переработка текста старых опер (вместо «Тоски» — «Борьба за коммуну», вместо «Жизни за царя» — «Жизнь за народ», вместо «Гугенотов — Декабристы ) дала отрицательные результаты и оставлена. Система заказов дала некоторые, но не высокие результаты («За Красный Петроград», Орлиный бунт , «Декабрист», «Стенька Разин ). В этом плане необходимы следующие меры:
Организация при НКП комиссии по советизации оперного репертуара путем проработки его основ пропаганды через диспуты и прессу и т. д.
Создание специального фонда на выдачу премий, оплату заказов либретто к музыке, издание новых опер и т. д.
Учреждение при тео и музо-вузах специальных оперно-драматических секций.
Обеспечение пролетарских композиторов специальными стипендиями для сдачи по окончании консерватории конкурсной работы по опере.
Вопрос об оперетте совещанием почти не
проработан.
* * *
***
По оперному репертуару приняты за основу резолюции т.т. Рапопорта и Асафьева.
Репертуар строится на 1) старых произведениях, 2) западных новинках и 3) советской продукции.
Первое необходимо при всей идеологической чуждости оперного наследия, благодаря медленно
сти наращивания новой продукции, но нужно внести в это дело, именно — применить подбор по принципу исторических циклов и характери
стик школ. В постановках должны выявиться черты эпохи, создавшей данное произведение; с постановкой должны быть связаны брошюры, разъясняющие задачи циклов.
Советизация цирка и эстрады проработана особой комиссией. Ее резолюция и принята с некоторыми дополнениями.
На тот и другую установлен большой спрос массового зрителя. То и другое могут быть ши
роко использованы в целях культ и полит-просвещения. Цирк должен иметь политпросветную установку через клоунаду, пантомиму и т. п.; в своей
Московский Малый театр.Пятый акт.„Бархат н лохмотья .