физкультурной части он создает среду для соревнования масс в этой области. Эстрада благодаря заостренной театральности, демократической ка
мерности, многообразию жанров, необходимости (как и в цирке) высокого мастерства — превосход
ное средство сгущенного целевого политпросветного воздействия.
Главная беда цирка — известный консерватизм формы и малая советизация репертуара, на ряду с редкостью сети госцирков. Главная беда эстрады— бесхозяйственность, ведущая к бесплановости, децентрализованности, тяга к пивным и чайным, падение культурного уровня.
В основу организации обоих производств ложится сосредоточение циркового и эстрадного дела
в ЦУГЦ. Все цирки РСФСР подлежат национализации. Между союзными республиками должна быть обеспечена в этом плане полная договоренность.
В целях советизации — создание репертуарной мастерской политсатиры для эстрады и цирка и школы циркового искусства, организация работ
никам обоих искусств режиссерской и денежной помощи (на приобретение орудий производства), обеспечение их помещениями для репетиций и культработы; изъятие из программ номеров «же
стоких», затемняющих массовое сознание и бьющих на низменные инстинкты; создание при цирках ходожественных советов.
В. ТИХОНОВИЧ.

„ДЕЛО ПЕРЕДАЕТСЯ ПРОКУРОРУ .

В № 11 нашего журнала была помещена следующая корреспонденция из Ставрополя-Кавказского:
«Крупный дефицит материальный, такой же художественный, роспуск драмтруппы за три недели до конца сезона, — вот результат первого опыта гарантийного дела в нашем городе.
Отсутствие четкого представления о задачах советского театра, «легкость мыслей», с какой хватались то за «Мандат», то за «Ниобею»; неудачный состав, отсутствие героя, молодой героини и инженю; режиссура (Г. М. Васильев и Е. А. Простов) бессильная справиться с оформлением современного репертуара — вот причины незадач
ливого сезона, кончившегося конфузом и для Политпросвета, и для труппы».
Казалось бы, корреспонденция — как корреспонденция. Если редакция введена в заблуждение, если дефицита никакого нет, — докажите, и в журнале по
мещено будет ваше опровержение. Мы не имеем возможности предварительно проверять правиль
ность всех поступающих к нам корреспонденций и от ошибок не застрахованы. Казалось бы так.
Однако, в ответ на свою корреспонденцию в № 11 мы получили из Ставрополя телеграмму следующего содержания:
«Правление срочном заседании протестует клеветнической заметки номере один
надцатом коллективе Васильева дело передается прокурору».
Правление Рабис.
Не администрация театра протестует, а Правление Рабиса. И, очевидно, не театр, а Рабис передает прокурору дело по обвинению в клевете редактора официального органа ЦК Рабиса, не
смотря на отсутствие в корреспонденции каких бы то ни было элементов клеветы и несмотря на возможность направления дела по профсоюзной линии.
Без проверки, без предварительного обследования положения театра Правление Рабиса заявляет протест и бросает органу своего ЦК обвинение в клевете!
Между тем, еще до получения цитированной выше телеграммы мы получили от нашего Ставропольского корреспондента следующее дополнительное сообщение:
«По причинам вполне понятным, — ибо это не фимиам, столь нам приятный — моя заметка в журнале «Рабис» № 11 о зимнем сезоне в г. Ставрополе, вызвала в местной
труппе «благородное» негодование «Счастливцевых и Миловзоровых».
Я еще раз подтверждаю факты, мною в рецензии изложенные, опровергнуть кото
рые документально не в состоянии самое стоградусное по температуре и благородству негодование.
1) Дефицит материальный до 20.000 р. (двадцать тысяч рублей);
2) дефицит художественный станет для вас очевидным при перечне нашего репертуара: «Королевский брадобрей», «Пылаю
щий костер», «Псиша», «Ведьма», «Сэди», «Павел I», «Николай I», «Трильби», «Брат Наркома», «Сатана», «Мендель Маранц», «Мандат», «Ниобея», «Вера Мирцева», «Ревизор», «Лукреция Борджиа», «Мой солда
тик», «Цыганка Занда», «Воздушный пирог», «Русская свадьба» (апофеоз обывательской пошлости, словно козырь против нового быта своей реставрацией причета, гулянок, земных поклонов, стрижки косы, мальчишника, девишника и проч. аттрибутов, сданных в архив), «Заговор императрицы», «Ба
рышня с фиалками», «Женщина, которая убила» (бенефис), «Продавщица Солнца(тоже), «Анна Каренина» (тоже), «Смерть Грозного» (тоже), «Чудеса в решете»,
«Гапон», несколько вечеров гротеска, пред которыми покойный театр купца Епишкина— МХАТ. Конечно, весь этот репертуар «пра
вонарушителей и беспризорников», ничем иным, как отсутствием четкого представле
ния о задачах советского театра, назвать нельзя.
Скажут: «касса» — но ведь это соображение для «них», а не для «нас». Законно нам пишущим о театре иметь свое мнение о сути современного театра.
3) В составе труппы герой отсутствовал. Молодая героиня и инженю — также. То есть были актеры с контрактами на сие амплуа, но даже не только на мой рецензентский взгляд, а и по официальному заявлению Завполитпросветом — таковые актеры отсут
ствовали. Негодование же Главрежа и Зав. Худчастью Г. М. Васильева на мою дерзость не признать за актрисой (Юратовой) данных молодой героини и инженю, вполне понятно, хотя и мало законно: это супруги.
Старая песня . . .
4) О режиссуре: Е. А. Простов — просто молодой человек на театре: два сезона, пом
реж и очередной режиссер. Стаж, как видно даже для гениальной натуры, недостаточный.