ДЕНЬ ПЕЧАТИ, СТЕНГАЗЕТА И САМОКРИТИКА.
5 мая ежегодно является днем мобилизации широкого общественного мнения трудящихся вокруг вопросов печати и ее значения в нашем строительстве. Широко развернувшееся стенгазетное движение является одним из значитель
нейших участков печати, поскольку в стенгазетную работу вовлекаются самые глубинные слои нашей общественности.
По союзу работников искусств стенгазета нашла также широкое распространение. Так, по последнему учету низовой культработы нами выявлено, что 64,1% обследованных 502 низовых организаций выпускают свою стенгазету. При этом в среднем каждая из этих организаций выпустила за 3 месяца (январь — март 1928 г.) 2,5 номера.
Сравнительно с 1927 годом процент низовых ячеек, выпускающих стенгазеты, остался без изменения, но зато несколько увеличился выпуск. В 1927 году за 6 месяцев одна организация вы
пустила в среднем 3,3 номера, за 3 месяца 1928 г.—2,5.
Это говорит о несомненном оживлении стенгазетного движения в нашем союзе. Но количественная сторона дела не всегда совпадает с качественной. До сих пор еще наблюдается и орга
низационно-неправильная постановка этого дела, когда культкомиссии и МК стремятся непосредственно руководить стенгазетой, назначают ред
коллегии, не принимают мер к развертыванию самодеятельности самой союзной массы работников, работающих на том или ином предприятии.
Так, например, из материалов культсовещания Сибирского Краевого отдела Всерабис мы видим, что „культкомиссия руководит работой стенгазеты и пишет заметки“ (культкомиссия Сибсовкино). Из доклада на этом совещании культкомиссии МК Киносибири видим, что „стенгазета работает слабо. Последний номер был выпущен к октябрьским торжествам. Объясняется это незаинтересо
ванностью работников и тем, что в этой части не ведется никакой работы среди коллектива“.
Не более отрадная картина в этом отношении и в других отделах нашего союза. Стенгазеты, пишу
щиеся культкомиссиями, стенгазеты работников предприятия, среди которых не ведется разъяснительной работы о значении стенгазеты и о мето
дах ее работы, конечно не могут играть той важной роли, которая принадлежит им по праву в деле формирования общественного мнения ра
ботников искусств вокруг вопросов производства, текущей политики, быта, профработы и т. п. Такие газеты не могут иметь и значения в деле учета настроения нашей членской массы, не могут и выполнять задачу развертывания самокритики, что является одной из важнейших задач стенга
зеты. Вот почему день печати в этом году должен еще раз послужить днем проверки, насколько профорганизации Рабис содействуют развитию стен
газетного, стенкоровского движения и насколько умело и четко направляют они самодеятельность массы и используют ее инициативу.
Особо следует фиксировать наше внимание на разоблачительно-критической деятельности стенгазет, которая до сих пор еще слаба и недоста
точно глубока. В большинстве случаев на критику в стенгазете заинтересованные органы и лица не
Моск. «Синяя Блуза» ко дню печати. «Парад Советской прессы».
реагируют и этим подавляют подъем стенкоровской разоблачительной работы. В стенгазетной нашей печати все еще не отваживаются критиковать, „не взирая на лица“. Чаще всего достается стре
лочникам, критикуются мелкие, незначительные факты, не затрагиваются общие вопросы поста
новки дела в том или ином нашем предприятии. Мы мало критикуем или совсем не критикуем работу наших партийных и профессиональных
ячеек (да это последнее и трудно, если заметки пишутся культкомиссиями и месткомами). Мало обращаем внимания на борьбу с нездоровыми бытовыми явлениями в нашей среде. Не из стенгазет, а из общей печати сплошь и рядом с запозданием руководящие профорганы узнают о сла
бых местах быта того или иного предприятия.
Необходимо добиться, чтобы стенгазета в Рабисе стала одним из боевых участков общественной работы нашей членской массы, особенно в части самокритики. Для этого требуется как своевременная помощь и поддержка со стороны парт
ячеек и месткомов предприятий, так и внимательное отношение со стороны администрации.
Работникам предприятий, имеющих стенгазеты, следует в порядке закрепления самокритики в наших стенгазетах, организовывать бюро достиже
ний, как рекомендовано последним агитпропсовещанием при ЦК ВКП. В задачи таких бюро входит наблюдение за результатами критических заметок, помещаемых в стенгазете, а также заметок в общей печати, касающихся данного предприятия.
Это реально поможет стенгазете укрепить свое положение на предприятии и стать важнейшим фактором общественной жизни в нем, придав га
зетной самокритике серьезный и ответственный
характер. СОФЬЯ АДАМОВИЧ.
ПЯТОЕ МАЯ -ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ ПЕЧАТИ.