„РАБИС“ ЗА ГОД.

Основное устремление, основная задача, которую ставил перед собой наш журнал—стать массовым, проникнуть в гущу производства от академических высот столичного искусства до уездной периферии и деревни. Это раз. Через искусство, как производство, и производственный быт втягивать рабисника в осознание и активный интерес к профдвижению. И отсюда к общепо
литическому охвату советской системы в целом и путей социалистического строительства.
Удалось ли нам это?
Думаем, что массовым органом мы стали. Тому есть объективные признаки. Редакция полу

чает в день от 50 до 100 почтовых поступлений,

охватывающих буквально всю географическую карту СССР до далекой Якутии включительно. Нам пишут обо всем: от постановки принципиальных вопросов до повседневных мелочей, волнующих ту или иную группу работников. Эта
огромная почта просматривается редакцией со всей тщательностью. По страницам «Рабиса» чи
татель видит, что основным материалом журнала являются сообщения с мест. И под значительным количеством статей и под заметками-корреспон
денциями читатель находит обозначения тех географических мест, с которыми они связаны. В этом смысле журнал несомненно стал массовым, т. е. достиг той цели, которую он пред собой ста
вил. Широко развернутая самокритика во всех областях стройки советского искусства на всем территориальном протяжении его по мере сил осуществлена.
Конечно, как орган ЦК Союза, мы не могли ограничиваться одной регистрацией и освещением фактов, мы осуществляли и известное руководство в тех статьях, которые шли от работников редакции
и редакционного актива, в тех методах подачи материала, который суммировал и заострял вни
мание на отдельных вопросах, в разворачиваемых по отдельным моментам дискуссиях, анкетных опросах и т. д. От производственного или быто
вого факта мы неизменно протягивали нити к союзным организациям на местах, либо напра
вляя внимание в эту сторону, если замечали отрыв от союзного влияния, либо вскрывая слабость союзного влияния, если факты проходили мимо союзных организаций и ячеек.
Упором, суммирующим весь материал «Рабиса», является ряд статей на общественно-политические темы, направленных к поднятию общественно-политического уровня работников искусств, и по
строенных на связи интересов искусства, как элемента культурной революции, с общим хозяйственно-экономическим ростом СССР.
Из отдельных цеховых групп членов союза за отчетный период удалось значительно укрепить в журнале обслуживание прежде отстававшего сек
тора ИЗО. Не в такой мере, но подтянуты и МУЗО и эстрада. Отстает обслуживание работников тех
ническо-монтировочного персонала, но и в этом направлении принимаются меры. Больше чем прежде, но недостаточно еще охвачены работники искусств нац-меньшинств.
Вся читательская масса «Рабиса» должна быть подразделена на две основных группы — профработников и производственников, не всегда совпа
дающих в подходе и требованиях, предъявляемых к журналу. Очень часто голос профработника не отражает здесь голоса производственника. В то время, как первый требует местного профмате
Красный уголок 1-го городского драмтеатра
в Астрахани.
риала в узком понимании, производственник часто перегибает палку в другую сторону и хочет ви
деть весь журнал, посвященным производству и производственному быту. Профорганизация часто считает себя кровно обиженной, если затрагивают ее, указывают ее ошибки или попустительство. Бывали случаи, когда профорганизации реагировали на такие «выпады» журнала даже немедлен
ным созывом общих собраний, на которых «крыли», что называется, журнал во всю.
Производственник-театрал очень часто ограничивает свое понимание «материала с мест» со
ставом труппы и ее репертуаром. Если считать
переезды театрупп, передвижные коллективы, двухсезонье (летнее и зимнее), за год накопляется свыше 5000 таких составов и поместить их все в журнале не представляется возможным. Отсю
да обиды и недовольство. Нам думается, что со временем, с развитием Бюллетеня Центропосредрабиса, такие, по существу статистически-информационные, операционно - рыночные сведения, должны печататься там, и Бюллетень должен стать регулярным приложением к «Рабису».
Если вообще взять пропорционально приток материала в журнал и печатную площадь, которой журнал располагает, приблизительно только 1/10 материала может быть помещена, что вызывает естественное недовольство авторов. Путем сокра
щения, сжимания, редакционной обработки эта пропорция несколько повышается. Но, конечно, удовлетворить целиком места мог бы только размер журнала гораздо больший против существую
щего, для чего нужно было бы не 20 страниц в номере, а значительно больше.
Число рабкоров журнала значительно возросло. Хромавшая было организационная связь с ними сейчас улучшается и текущая переписка ведется.
Но систематическая работа и общий методический инструктаж еще не достаточны за чрезвычайной ограниченностью редакционного штата (всего две единицы) при чрезвычайно бурно растущем при
токе материала. Эта же загруженность редакции «текущими делами» по составлению и выпуску номера не дала возможности охватить и организовать читательский актив.
Таково сделанное и недоделанное, достижения и прорехи «Рабиса» за истекший год.

Э. Б.