Взляды Владимира Ильича на вопросы искусства нашли свое отражение в немногих статьях, в немногих строках.
На страницах газеты „Новая Жизнь в 1905 г. В. И. бичевал беспощадно защитников свободного творчества, противопоставляя этой свободе — свободу от капитала, свободу от карьеризма, свободу от буржуазно - анархического индивидуализма.
„Ваши речи об абсолютной свободе, — писал В. И., — одно лицемерие. В обществе,
основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и ту
неядствуют горстки богачей, не может быть „свободы реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издате
ля, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порногра
фии в рамках и картинах, проституции в виде дополнения к „святому сценическому искус
ству?.. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного
писателя, художника, актрисы, есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируе
мая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания. И мы, социа
листы, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески — не для того, чтобы получить внеклассовую литературу и искус
ство (это будет лишь возможно в социали
стическом внеклассовом обществе), а для
того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно свободную, от
крыто связанную с пролетариатом литературу.
В своих воспоминаниях, тов. Клара Цеткин цитирует из Ленина:
„Подумайте о том влиянии, которое оказывали на развитие нашей живописи, скульптуры и архитектуры люди и прихоти цар
ского двора, равно как вкус и причуды господ аристократов и буржуазии .
И все же В. И., по свидетельству тов. Цеткин, считал, что:

Москва, 25 января

„Мы чересчур большие ниспровергатели в живописи. Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно старое. Почему нам нужно отворачиваться от истинно-прекрасного, отказы
ваться от него как от исходного пункта для дальнейшего развития только на том основании, что оно старо? Почему надо преклоняться перед новым как перед богом, которому надо поклоняться только потому, что „это ново ? Бессмыслица, сплошная бессмыслица .
В речи своей на митинге в Петрограде 13-го марта 1919 г. В. И. по тому же вопросу сказал:
„Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил и из нее построить со
циализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь
коммунистического общества построить не можем, А эта наука, техника, искусство — в руках специалистов и в их головах... Заставить буржуазных специалистов служить нам трудно, но можно. И, если мы это сделаем, мы победим.
На III Всеросс. съезде РКСМ 4 октября 1920 г. В. И. в своем слове подчеркивает:
„Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталисти
ческого общества, помещичьего общества, чиновничьего общества .
Процесс этот, предуказанный гением В. И., происходит на наших глазах.
И пророчески звучит писанное В. И. еще в 1905 г. в „Новой Жизни о том, что „новое искусство, новая литература будет служить не пре
сыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения верхним десяти тысячам, а миллио
нам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность .