ЭСТРАДА И ЭСТРАДНИК В ПИВНОЙ

Бойкот артистам эстрады некоторых пивных, владельцы которых уклонялись подписать коллективный договор, привлек общественное внимание к эстрадным выступлениям в пивных и других подобных учреждениях Нарпита. Сотни артистов ежевечерно выступают на этих эстрадах под шум голосов, бряцание ножей и вилок, под громкое хлопанье откупориваемых
бутылок. Это обычная бытовая картина из жизни эстрадника. Помещаемые ниже беседы дают ряд интересных и ярких деталей к ней.
П. А. ЕФРЕМОВ.
Среди безработных артистов, — сказал нашему сотруднику Зав. Столом Эстрады Посредрабиса П. А. Ефремов — эстрадники — самая значитель
ная группа и громадное большинство из них имеет разовые выступления в пивных, где бывают заняты от одного дня до недели. На бирже актер
ского труда их до 1.500 человек и не меньше половины этой массы живут только эстрадными выступлениями. Кто же составляет эти кадры? В большинстве случаев потерпевшие аварию на артистическом пути: оперный певец или певица, потерявшие голос, драматические артисты, остающиеся несколько сезонов без ангажимента, музыканты не у дел, балетные артисты с эксцентрическими танцами и т. п.
Из этой группы выделяются настоящие эстрадники, — выступающие в клубных концертах. Они всячески стараются „не доходить до пивных. Их труд значительно выше по квалификации, но зато и заработок менее постоянен.
Художественный П/Отдел МОНО устраивает просмотр таких эстрадных выступлений, делает попытки устранить из этой среды совершенно не
художественный элемент, но устраненные вскоре опять теми или иными путями просачиваются в кадры эстрадников.
Впрочем, и „пивные требования в большинстве не слишком высоки.
За 2 р. 50 к , а то и меньше в вечер предприниматель ищет не высокой художественной квалификации, а такого исполнителя, которого было бы слышно и за гулом голосов и за шумом посуды.
Ценятся также и те артисты, а главным образом те артистки, у которых есть большое знаком
ство, своя публика, обязательно являющаяся в пивную при выступлении этой артистки.
Были примеры, что в некоторых пивных оплачивали исполнителей сдельно — по пятачку с пробки, т.-е. с каждой проданной бутылки пива. Каждый
такой случай по обнаружении, конечно, немедленнопресекался.
В больших первоклассных пивных и ресторанах певцам и танцорам платят 8—10 руб. в вечер за выступления в 2 отделениях. Юмористам — 15 руб.
В пивных среднего масштаба — 5 — 7 руб., а в меньших — от 2 руб. 50 к. до 4 руб. Но юмористы и здесь получают до 8 руб.
В клубах эстрадные выступления оплачиваются значительно выше: от 10 до 25 руб., а некоторые артисты, чьи имена на афишах ставятся „красной строкой получают и 100 руб. за выступления.
Но работа в клубах не регулярная. Приходится месяц сидеть без выступлений. Зато бывают от
дельные дни, когда эстрадников не хватает. Тогда цена поднимается и артист выступает на нескольких вечерах — бывает до 6 выступлений в вечер...
Необходимо бороться за поднятие художественного уровня клубной эстрады. Уничтожить, однако,
эстраду в пивной пока не возможно. Безработица среди эстрадников так велика, что лишить их та
ких выступлений — значит обречь буквально на голодную смерть до 1.000 человек.
Л. А. ГОТЛИБ.
Комитету — сказал сотруднику „Рабиса председатель Горкома эстрады Л. А. Готлиб, — уда
лось одержать первую победу на фронте борьбы за коллективный договор с эстрадниками, выступающими в пивных.
Но на этом успокаиваться не приходится.
В Москве из 150 пивных и столовых, где бывают эстрадные выступления, только 10—15% всех
учреждений подписали коллективный договор- Не только частники-владельцы пивных уклоняются от этого, но и представители государственных учреждений, управляющие пивными заводами и те не идут нам навстречу. Но мы и в дальнейшем будем бороться за коллективный договор, организуя бойкот по отдельным группам предприятий.
Что дает коллективный договор артистам эстрады.
Он прежде всего поднимает их заработок. Для артиста 13 разряда выступления будут оплачи
ваться от 5 р. 70 к., а в хорах от 4 р., тогда как теперь существует плата 2 р. 50 к. и ниже.
Затем коллективный договор ограждает артистов от стихийного влияния рынка, когда в период безработицы заработок опускается и ниже этой нормы, или увеличивается число выступлений артистов в один вечер.
Но главное — подписание колдоговора ведет за собой принятие правил внутреннего распо
рядка. Эти правила значительно упорядочивают работу эстрадников.
Устанавливается определенное число выступлений в вечер, требуется отдельная комната для артистов, ожидающих выхода, артистам запрещается подсаживаться к столикам, ходить по кабинетам, исполняя номера за отдельную плату и пр.
В целях упорядочения работы эстрадников мы не ограничиваемся только проведением в жизнь колдоговора. Мы возбудили перед Моссоветом ходатайство об издании обязательных постановлений, возлагающих ответственность на содержа
теля или управляющего пивной за появление ар иста в пьяном в де, за исполнение номеров в кабинетах, за подсаживания к столикам и т. п.
Только этими мерами и можно уничтожить подобные явления в пивных. Допущением таких приемов содержатели частных пивных содействуют тайной проституции, маскируют ее, потому что она для них выгодна. Если такое зло и суще
ствует в эстраде, то виной тому никак не среда артистов, а именно условия, толкающие исполни