БИЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. (АВТОР ПЬЕСЫ „ШТИЛЬ )
тельниц на эти побочные заработки: низкая плата и предпочтение при ангажементе тех, кто готов найти в пивной и приработок от внимания пьяных посетителей.
Напрасно говорят, что грязные нравы эстрады сохранились потому, что они перенесены сюда из прежних кафе-шантанов. Старых артистов кафешантанных осталось среди эстрадников не
много, не более 10—15%, все больше новые лица, а нравы старые потому, что частники-владельцы пивных и заведующие стремятся сохранить эти прежние грязные обычаи кафе-шантана и борьбу необходимо направить именно против них.
Эту борьбу мы и ведем путем колдоговора, правил внутреннего распорядка и ходатайством об ответственности перед законом за нарушение правил.
С. В. ЦЕХАНОВИЧ.
Введение колдоговора, — сказал артист-юморист С. В. Цеханович — остановит вакханалию в области снижения цен на наш труд. Ни один союз не пе
реживал подобного явления. Но наши нужды не исчерпываются необходимостью введения одного колдоговора.
Мы не имеем возможности развивать наши способности, у нас нет аудитории. Я согласен с тем, что невозможно запретить выступления в пивных. Чтобы поднять художественную сторону на
ших выступлений на этих эстрадах, нам нужно предоставить возможность иметь свой театр, где такая, как теперь выражаются, лабораторная ра
бота могла бы проявиться. Музик-холл нас не может удовлетворить. Гам могут выступать только высоко квалифицированные артисты, а нам нужен театр для рядовых работников эстрады.
Отвечая на вопрос о „легких нравах эстрады С. В. Цеханович говорит так: я не скажу, чтобы это явление совершенно исчезло. Оно завуа
лировано. Артисток эстрады прямо не толкают на разврат, но косвенно это делается попрежнему. Многие рестораны и пивные, составляя про
граммы, предпочитают брать певицу не за ее голос, а за то, что она лицом красивей, характером веселей, одевается шикарней. Есть пивные, где одна и та же программа или отдельная артистка работает месяцами, и, очевидно, для таких пивных
ТАНИ ЮН (АРТИСТКА ЧУВАШКИНО).
ТАМАРА ГАРТУНГ.
Я сравнительно недавно приехала из Ленинграда, — сказала нашему сотруднику артистка эстрады Тамара Гартунг, — и при первых своих
выступлениях в Москве на эстраде остро почув
ствовала как тяжело быть эстрадной артисткой. У меня даже являлась мысль совсем бросить эстраду. При этом я не скажу, чтобы кто-нибудь прямо оскорблял мое самолюбие и мою честь. Этого не было, но те лица, от которых зависишь и которые стоят во главе предприятий, где имеется эстрада, как-то чутьем понимают к кому можно обратиться с предложением не только выступать перед публикой, но и исполнять свои номера за отдельную плату в кабинетах. Может быть они
стороной получают такие сведения об артистках, но только чувствуешь, что ты здесь не ко двору и когда истекает срок путевки аккуратно с тобой расплачиваются и холодно прощаются. И это не
только в пивных, но даже и в ресторанах. Опять же говорю — все это делается настолько тонко, искусно, что прямого обвинения бросить нельзя,
но всеми фибрами своей души чувствуешь, что на эстраде артистическое самолюбие надо убрать подальше, и что здесь на тебя смотрят не как на артистку, а только как на женщину.
Поэтому мое глубокое убеждение, которое, вероятно, разделяют и многие артистки, вынужденные
служить на эстраде, что нам необходимо иметь собственный театр. Только здесь мы действительноможем развивать свой талант и служить художественным задачам, которые лежат в основе эстрадного искусства. Музик-холл нас не может удовле
творить. Здесь слишком ограничено число артистов, могущих выступать и чрезмерно высока квалификация их. Собственный театр позволит нам пре
доставить работу для большинства артистов, выступающих на эстраде, подымет нашу квали
фикацию и избавить нас от тех тяжелых и бьющих по самолюбию условий, в которых приходится работать на эстрадах ресторанов и пивных.
освежения репертуара не требуется. Словом, если и нет прямого подталкивания артисток на „легкие
нравы , то искусственный подбор существует в целом ряде предприятий.