„РЫЦАРЬ БЕДНЫЙ“

ПАМЯТИ Г. Б. ЯКУЛОВА.
Г. Б. Якулов.С портрета Н. Денисовского.
В лице Г. Б. Якулова сошел в могилу один из самых блестящих представителей нашего ис
кусства последнего десятилетия. Его ранняя смерть должна заметно усилить чувство глубокой скорби всех тех, кому дороги интересы нашего изобразительного искусства.
На фоне стабилизованной художественной посредственности творческая личность Якулова производила непривычное впечатление исключительно ярким сочетаньем темперамента и изобре
тательности, оригинальностью восприятия мира и своеобразной «одержимостью» возвышенным ро
мантизмом. В атмосфере стремительных ритмов, в вихре революции, творческая интуиция Яку
лова умела раскрывать тот ускоренный шаг времени, тот пластический лад и порядок, кото
рый большинством его собратьев по профессии ощущался, как беспорядок и толкучка. В картине «Бой» с изображающей белого всадника, врезы
вающегося в толпу сарацинов Якулов дает опыт цветового разрешения напряженнейшей динамики, предельный темп движенья в пластическом образе. Эта картина является центральной, исходной для развертывания дальнейших его художественных замыслов и в то же время является и ключем к раскрытию интимнейшей сущности его преобладающего настроения и самочувствия. Среди на
ших художников советского десятилетия Якулов выделялся уменьем чувствовать героику и нахо
дить для ее выраженья формы торжественные и патетические. Поэтому-то он охотнее всего ка
сался тем высокой патетики и в них то ярче всего раскрывалось его исключительное дарованье. Подобно пушкинскому «бедному рыцарю», служив
шему Якулову многократно мотивом в его станковых картинах, Я к у л о в— Имел одно виденье Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему...
Этим видением—в плане его яркого темперамента— был захват горячего темпа борьбы, боя,
большего частью страстного единоборства; в плане пластического преображенья мира—взметнувшаяся в небо спираль и движенье солнечного спектра, в плане бытовом и житейском—полная отрешен
ность от мелких дел и будничных интересов. На примере таких его картин, как «Скачки» и «Ры
царь бедный», на примере его многочисленных театральных работ (в особенности «Риенци»), «спи
рального» проекта памятника 26-и коммунарам и наконец, на его статьях «о голубом солнце» бу
дущий биограф Якулова найдет отраженье этой
черты личности Якулова в стиле и манере Якулова-художника. Поставленный им в Париже два года назад вместе с Дягилевым балет «Стальной скок» (муз. Прокофьева) был последним крупным опытом Якулова в изобра
жении на театре темы героического романтизма. Сюжетом постановки послужило советское строи
тельство. Сколько-нибудь полная характеристика многогранного творчества Якулова не уклады
вается в скупые размеры журнальной заметки. Об утверждении им конструктивного стиля на театре следовало бы написать специальную книгу. Исследо
вание это показало бы, какую роль сыграл Якулов в развитии тех пространственно художественных элементов театра, которые столь блистательно завоевали нашему театру первое место в Европе.
ИГНАТИЙ ХВОЙНИК.
Под председательством т. Ю. М. Славинского состоялось заседание Общественного
Комитета по увековечению памяти художника Г. Б. Якулова.
Московскую студию Г. Б. Якулова, где он жил и работал все последние годы, берет в свое ведение представительство Закавказских респуб
лик для устройства в ней мастерской начинающих художников.
Комитет выделил особую комиссию для составления монографии об умершем художнике и для редактирования и издания литературных работ, часть которых находится в рукописи. Из последних особенно интересна капитальная исследовательская работа о современном советском искусстве.
Г. Б. Якулову макета памятника 26-ти бакин
ским коммунарам.