лишь путем разрушения театра, как целостного коллектива.
На некоторых постановках театра есть налет, и иногда значительный, настроений вовсе несовременных. Но советская общественность и руко
водители театральной политики имеют полную возможность помочь театру встать на рельсы на
шей эпохи. Постановка пьесы «Дело», в прошлом «Блоха», показывают стремление театра пойти навстречу требованиям советской общественности. Об этом же говорит декларация дирекции МХАТ и опубликованный план постановок на следующий сезон. Конечно, это путь негладкий, как и для всех театров, и советская общественность, и, в ча
стности, критика должны помочь театру более четко и правильно определить свое отношение к проблемам революционной эпохи.
Поэтому вполне естественным и правильным является решение руководящих органов театральной политики, направленное к сохранению весьма цен
ного художественного театрального коллектива. Вся создавшаяся обстановка и большинство своими категорическими заявлениями привели к необходимости пойти на единственно разумный и правильный путь — разъединения обеих групп.
Решение о разъединении меньшинства и большинства, однако, вовсе не означает того, что этим отдельные актерские группы лишаются возможно
сти иметь свое мнение и бороться за свою линию внутри театрального коллектива. В советском театре должна быть обеспечена возможность актив
ной работы, критики и самодеятельности актеров и режиссеров. Большинство, злоупотребляющее своим положением, боящееся критики, стремящееся изолировать «оппозицию», удалить ее от активной работы — вовсе не является разумным большинством, большинством, проводящим действительные
Член ЦК Рабис, Народный Артист Лесь Курбас
(Украина).
Шарж Э. Мордмилловича.
Е. М. Грановская (Ленинград).
Шарж С. Зальцер.
принципы строительства советского театра. Приближение к современности для многих театров пройдет путем внутренней борьбы и критики. Ру
ководители театров должны обеспечить наибольшую возможность самодеятельности и коллективной работы актеров.
В частности, в МХАТъе II, как показало обследование комиссии ЦК Рабис, союзная жизнь не была на достаточней высоте, слабо обстояло дело с ра
ботой производственных совещаний, развитием актерской общественности и т. п. А ведь это — в наше время — одно из основных условий более решительного и верного подхода к современности.
Выход меньшинства из театрального коллектива не может рассматриваться как удаление, инакомыслящих . Активные работники этого меньшин
ства должны получить полную возможность на деле показать свою правоту на работе в других театральных коллективах, соответствующих их квалификации.
Уход этой, группы — не увольнение за инакомыслие, это единственная возможность сохранить театр и обеспечить условия нормальной и плодотворной работы для обеих групп.
Дирекция МХАТ допустила крупную ошибку,. объявив актерам меньшинства об увольнении без согласования с союзными органами, доказав этим еще раз необходимость большего внимания и более серьезного подхода к вопросам союзной жизни.
Последнее дало повод некоторым «критикам», ухватившись за эту ошибку, пуститься в легкие рассуждения и «подвести базу».
Мероприятия по организации художественного, совета, достаточно авторитетного, оживление внутрисоюзной жизни — все это даст возможность оздо
ровить коллектив, а вместе с тем, поможет ему ближе подойти к требованиям нашей эпохи.
Конфликт разрешен и, надо надеяться, коллектив МХАТ II сумеет показать, что его художествен
ный метод может служить революционной эпохе, а меньшинство своей работой в других театрах докажет принципиальность и ценность своей художественной и идеологической позиции
И.