Кадр из фильмы Татьяна Русских и Иван
Козырь . Производство Совкино.
ЗАБЫТЫЙ УЧАСТОК.
Слово «пролетарий» за 10 лет нашей революции и спрягалось и склонялось с достаточным усердием. Мы тяготеем к пролетарской идеологии на театре. Мы организуем массового пролетарского зрителя. Мы пролетаризируем наши художественные техникумы и вузы. Мы делаем смычку с пролетарскими клубами. Мы говорим о нашем пролетарским искусстве. Мы хотим знать и учесть пролетарское общественное мнение.
Но вот одна — и довольно близкая к нам и союзу — группа подлинных пролетариев-производственников не привлекает того внимания, кото
рого она заслуживает по своему социальному значению и удельному весу в производстве. Говорю о т. н. техническом персонале.
Как то выходит так. Когда становимся на производственную точку зрения, в нашем сознании всплывает режиссер, художник, дирижер, драматург, композитор, балетмейстер, может быть ак
теры. Когда становимся профессионалистами, прислушиваемся к хористам, оркестран
там, сценическим рабочим. Два критерия, две мерки. Проблема пролетаризации художественного производства касается по преимуществу интелли
гентных элементов нашего союза, точнее тех участков нашего производства, где работают эти элементы. Остальные участки... что о них беспокоиться... они и без того орабочены.
И то и другое — грубое заблуждение. Начнем со второго.
Наш театральный, зрелищный пролетарий— сезонник. Летний сезон на театре в зрелищах совпадает с сезоном летних работ в сельском хозяйстве. Он на половину пролетарий и крестья
нин, на половину рабочий на сцене и батрак в деревне. Тем самым он отпускник, он живое воплощение смычки города и деревни. Тем самым он носитель художественной культуры — из города в деревню. Едва ли нужно подчеркивать, что эта культурная и социальная функция сценического рабочего совсем не оценена.
Отсюда ясный вывод: необходимо нажать на работу с этими группами и, на ряду с выпрямле
нием полукрестьянской, полупролетарской идеолог гии, поднять предельно их культурный уровень, чтобы они смогли за четырехмесячный отпуск дать что-то ценное в деревне.
Это приводит нас к другой грани того же вопроса.
Мы тратим много слов и чернил на рассуждения о рабочем изобретательстве, о рационализации и стандартизации нашего производства, о низовом выдвиженстве.
Мы, что греха таить, охотно прислушиваемся к практическим советам машинистов, монтеров, реквизиторов (и в этом мы стократ правы), но
постановка, но замысел, но задания — наши. Между тем, чрез руки и чрез мозг т. н. техниче
ского персонала прошли десятки постановщиков и сотни постановок. Свободные от гипноза кра
сивых фраз, от фетишизма идеалистических теорий, от иллюзий творческой «самовлюбленности, они знают», что и «всякое бывало», и превосходно зная условия сцены и слабости актерства (а также реакцию публики), где-то за кулисами, в люках, на колосниках, в мастерских, в складах на ряду с обслуживанием сцены, вносят свое творческое участие в процессе подготовки постановки. Они знают, что есть определенные, постоянные эле
менты всех видов оформления; они знают что технически и экономически целесообразнее; они близки к стандартизации постановок чрез закреп
ление и стягивание этих элементов; тем самым они рабочие изобретатели и возможные выдвиженцы.
Лишь единицы пробиваются сквозь толщу бытовых и производственных условий. По личному опыту могу назвать — из машинистов — К. А. Матвеева, Н. И. Титова, из бутафоров — Заблоцкого, Павлова, из костюмерш — Власову, Белоцерковскую, но сколько еще есть. Остальные строгают, лепят, шьют... но не творят. А лавры пожинают те, чьи фамилии пестрят на афишах.
Наше равнодушие к этой группе влечет за собой и другой досадный пропуск. Мы не заботимся о смене технического персонала. Спе
циалисты — техники на перечет, на вес золота. Есть вузы, есть техникумы, есть школы для ре
жиссеров, для актеров, для инструкторов, для художников; но кто думает о подготовке и переподготовке техников.
Наш долг во имя интересов искусства художественного производства требует:
усиления мер политического и производственного просвещения среди работников технического персонала;
создания комиссий при изо-секциях из работников вещественного оформления;
поднятия общехудожественной квалификации технического персонала;
поощрения его изобретательства и выдвиженства;
постановки в порядок дня подготовки смены тех. персонала путем создания специальных отде
лений при театехникумах и при вузах и широкого применения системы ученичества.
Так мы верно и крепко нащупаем один из путей пролетаризации нашего производства.
В. ТИХОНОВИЧ.