ЦИРКИ-ГИГАНТЫПИСЬМО ИЗ БЕРЛИНА
Лондон.Цирк-гигант „Олимпия .Вмещает 6.000 зрителей.
Только близко присмотревшись к работе заграничных цирков, можно увидеть ту продуманную эксплоатацию, точно рассчитанную на максимальное использование законтрактованного артиста, которая въелась в плоть и в кровь директоров заграничных цирков. Эксплоатация эта доведена до виртуозности, особенно у директоров передвижных, бродячих цирков.
Представление о таких передвижных цирках, как о чем то небольшом, мизерном, напоминаю
щем наши балаганы в провинции на пасхальной неделе, должно быть отброшено, если мы укажем,
что эти передвижки вмещают под свое шапито
(тент) от 10.000 до 15.000 человек (Цирк Крона, Саразони), что они обслуживаются штатом до 700 человек, что они имеют свои собственные: пожарную команду, милицию, почту, электриче
скую станцию, скоропечатню, санитарные отряды, что эти цирки везут с собой передвижные домики для жилья служащих и артистов, что в конюшнях их стоят до 175 дрессированных лошадей, масса верблюдов, что зверинцы их полны тиграми, львами, леопардами, гиенами и другими хищными жи
вотными, что на манеж единовременно выводится до 25 дрессированных слонов, громадные смешан
ные группы диких животных и т. д. И вся эта махина сконструирована таким образом, снабже
на такими механическими приспособлениями и оборудованием, что, прибыв к месту назначения к 7-8 часам утра, моментально разворачивается, и вечером того же дня цирк начинает функционировать.
С первого дня законтрактования на весь сезон (7 месяцев, а иногда и более) цирковой артист становится, в полном смысле, рабом директора и его управляющего. Ни одной минуты не выходит он из-под наблюдения своего поработителя,
ибо живет он в отведенной ему комнате — вагончике, питается в буфете дирекции, а постоянное передвижение с места на место и темп всей работы лишают его совершенно возможности общения с внешним миром.
Приглашая очень часто, или вернее в большинстве случаев, если не лучших, то, во всяком случае, очень хороших цирковых артистов, директор контрактами обязывает их принимать не
посредственное участие во всех работах своего
цирка. По развертывании цирка, каждый артист обязан производить ту работу, каковую ему ука
жет директор или управляющий — рыть ямы для
столбов, устанавливать эти столбы, натягивать тент как на цирк, конюшни, так и на зверинцы и другие помещения, нивелировать манеж, взрых
лять землю его, посыпать песком и опилками, устанавливать внутреннее оборудование: скамьи, стулья, украшения и т. д. Перед представлением артист, одетый в блестящую униформу, должен исполнять роль билетера и контролера, указывать публике места, согласно ее билетам, рассаживать ее. Во время представления — участвовать в общем «параде» всего состава, исполнять роль униформиста, работать свой номер, участвовать в панто
мимах, конских ристалищах и др. зрелищах, кон вздумается директору ввести в своем цирке, стоять, вытянувшись в струнку, при торжественном выходе «господина директора» для своей работы со зверями (директора обыкновенно рабо
тают с крупными животными, наприм. слонами, обставляя свой выход помпезно и высокоторже
ственно). Грандиозность, или вернее громоздкость самих номеров, — например у Саразони, совер
шенно исключительна. Например, одновременно работают на манеже труппы артистов, составлен
ные из нескольких аналогичных групп, арабов —