38 человек, китайцев — 27 чел., японцев — 32 чел., «черкесов» — 18, одновременно в воздухе работают крест-на-крест 10 — 12 человек, одновременно выводят на манеж по 25 слонов или 36 лошадей. Вся работа артистов производится «по свистку», т.-е. начало и конец работы артиста указывает свисток «режиссера», считающегося только с по
ложенным временем на тот или иной номер, а не е работой такового на манеже.. Если представить себе, что публика, видя перед собой груду быстро двигающихся, кувыркающихся, летающих, сальтомортальствующих человеческих тел, не может со
средоточиться ни на чем и обалдевает, буквально, от шума, крика, гиканья, мельканья, если работа артиста прерывается неожиданно свистком, часто на полутрюке, можно категорически утверждать,
что искусству, как таковому, в подобных цирках делать нечего, что артист, работая в таком цирке в течение 6—7 месяцев, явно дисквалифицируется, перестает быть артистом...
Но сила контракта крепка... Но безработица среди артистов за границей громадна, а договор обеспечивает 6—7 месяцев сытой жизни и неболь
шой взнос «про черный день» в сберегательную кассу... А сила профсоюза артистов эстрады и цирка так соглашательски слаба...
Становится понятной и ясной та тяга в СССР иностранных артистов, то удовольствие, которое сквозит в их воспоминаниях о своем пребывании в СССР, где они на короткий промежуток вре
мени становятся людьми, а не рабами, где им не
надо вытягиваться в струнку перед директорами, где они часами не торчат в передних театральных агентур в ожидании «чести» быть принятым ди
ректором агентства, где они не стоят в униформе и могут притти к своему номеру и уйти после него, где их встречают на вокзале и в автомобилях везут в приготовленные заранее для них ком
наты, где они имеют возможность развернуть свою артистическую работу во всю ширь перед стран
ной, непривычной для них, публикой в каких то картузах, косоворотках, каскетках, потертых ко
стюмах... Публикой, жадно следящей за каждым их движением, публикой, ловящей каждый их трюк, каждый швунг, каждый мускул, публикой, на лице которой написана любовь к ним — арти
стам и уважение к их искусству, публикой такой
наивной, молодой, новой, невиданной нигде на земном шаре.
Публикой-пролетариатом.
С. СИМОН.
О ТЕАТРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТАХ.
На съезде директоров театров при Главполитпросвете пишущим эти строки был поднят вопрос о странности того положения, когда политпро
светы, ведущие на местах театральную работу и ответственные за ее содержание и качество, не имеют в своих руках необходимых для производ
ства средств, и эти средства находятся у горсо
ветов, фактических хозяев театра, не несущих, однако, непосредственной ответственности за состояние театрального дела.
По существу, получается так: «ответственность без власти» у политпросветов и «власть без ответственности» у горсоветов. Ибо, где материальные ресурсы, там и сила, конечно.
Теперь, когда даже самые отсталые губернии заговорили об организации УЗП, и, таким образом, намечается ликвидация анархического хозяйства в театре, — весьма своевременно будет за
няться разрешением вопроса о местонахождении театральных кредитов.
Политпросветам и созданным при них административно-хозяйственным единицам — УЗП необходимо обеспечить возможность разумного хозяй
ствования, а для осуществления этого совершенно необходимо передать политпросветам право самим определять расходование средств на театр. При разделении бюджетных и административно-хозяйственных функций между политпросветами и гор
советами (не говоря уже о третьей, Повисающей в воздухе функциий — художественно-идеологиче
ской) достичь плановости и четкости в работе театров крайне затруднительно.
Нельзя не иметь в виду и такого аргумента: ныне существующие городские УЗП — только первый шаг по пути организации театрального производства, накопление опыта для создания губерн
ских и областных объединений. А раз так, раз в перспективе имеется организованный охват целой губернии, роль горсоветов, как хозяев театральнозрелищных бюджетов, должна отпасть и дать место единому губернскому (или областному) бюджету.
Естественно, предпосылкой моих утверждений является то неоспоримое положение, что для це
Режиссер Д. Г. Гутман (Москва).
Шарж Э. Мордмилловича.
лого ряда губерний бездефицитный театр — и неосуществимый и временами даже опасный идеал, так как материальная бездефицитность в девяти случаях из десяти — достигается за счет сдачи идеологических позиций, и дотации, как средство удешевления билетов, как средство организации зрителя и орабочения театров, пока еще должны иметь место. А дотации — это бюджет.
К новому бюджетному году, к 1 октября, вопрос о театральных кредитах следует разрешить.
ВЛ. ЯРОПОЛК.
Иваново-Вознесенск.