ПЕРЕСТРОЙКА РЯДОВ.

Предстоящий сезон обещает не быть скучным повторением или простым продолжением только что законченного.
Весна была чревата знаменательными в развитии советского театра фактами.
Они возникают в двух основных планах.
С одной стороны — переход от живой газеты к клубной пьесе; ставка на качество продукции в клубной художественной работе; конкурс клуб
ных драмкружков; совещание работников культотделов с теаспецами; создание журнала «Клубная Сцена»; широкое течение под знаком «Театра Рабо
чей Молодежи; учреждение профклубного театра объединенными силами ВЦСПС и НКП.
С другой стороны — неудачный сезон в театре Революции, Сатиры, бывшего Корша; победа (пусть с оговорками) «Любови Яровой», «Красного мака», «Дела»; рост студии Малого театра; за
мена Грипича — Глаголиным и Люце — Смышляевым в Театре Революции; возложе
ние зав. худож. частью в бывшем Корше на Дикого; осуждение «Гляди в оба» в Пролеткульте.
Вот две знаменательных группы фактов.
Не учесть их — значит быть слепым и глухим к биению всегда беспокойной, никогда не стоящей на месте жизни.
Какой смысл в этих фактах? И каков он— общий для той и другой или разный — для одной и другой группы?
Всмотримся в них.
Клубный кружковец стал активен. Он не удовлетворяется зрительской ролью. Он не довольствуется участием в клубном комплексе путем постановки живых газет, действенных отчетов, общественных судов. Он хочет театра; он хочет делать театр.
Рабочий зритель стал требователен. Он уже стабилизует свои художественные запросы. Он требует повышенного качества продукции. Он настаивает, чтобы театральная форма не была навязана ему, но исходила на того, что ему понятно и что ему нравится.
Объединяя то и другое — активность кружковца и требовательность зрителе, рабочий и служащий выдвигают своего, нового, актера.
Отсюда самое показательное явление конца сезона — п рофклубный театр.
О нем следует поговорить особо. Но общие выводы?
Первый — п роблема театральной формы становится проблемой массовой. Идеология — вне дискуссии. Но форма — пусть мо
билизуются различные театральные направления и докажут, кто исторически и социально прав.
Второй вывод — одной идеологии мало. Театр есть театр. Искусство есть искусство. Продук
ция требует готового фабриката, а не сырого материала. И чем больше весит идеология, тем строже требования к ее сценическому выявлению.
Вывод третий — рост количественный и качественный спроса на театр вы
зывает к жизни новые кадры производственников.
Им можно и нужно сказать — добро пожаловать! Но... тут есть несколько «но», которые при добром желании с обеих сторон легко обратятся в «и».
Всякое мастерство требует учебы, а стало быть, и времени.
Всякая работа требует наличия признаков
профессиональной пригодности.