АКТЕР И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.

В православных святцах есть такой прием:
различные недели называть особыми именами — , „о мироносицах , „о расслабленных , „всех святых и т. д. Если этот прием употребить и нам, применительно к театральному сезону, то иного названия не придумаешь, как „сезон об актере .
В самом деле. Прежд; всего это сезон ожидания актерского съезда, съезда, который его и завершит. Таково профсоюзное, так сказать, официальное обоснование названия. Но оно не пер
вичного происхождения, оно коренится в самой
гуще, в самой толще жизни, быта. Перед нами определенный, бьющий в глаза факт смены вех,
сдвига устоев. И этот факт имеет место в среде, может быть, наиболее индивидуалистической, наи
более далекой от производственного восприятия искусства.
Есть разные отслойки в этой социальной группе. Есть, так сказать, чистые профессионалы (не смешивать с „профессионалистами ), „техники
своего дела. Их жизнь — в искусстве, в творчестве образов, в творчестве постановок. В конце концов они могут быть социально нейтральны, как мо
жет быть социально нейтрально и актерское творчество, ибо художественный критерий, катего
рия эстетики, может преобладать, даже вытеснять общественный критерий, категорию этики: хорошо сыграть, а не оказать хорошее воспитательное своей игрой воздействие.
Не нужно, конечно, впадать .в идеализацию: последствия такого „чистого подхода бывают и в плане личных интересов — успех, слава, ставка...
Есть другая группа. У нее меньшинство. Это своеобразные общественники, они не замыкаются в относительно узкую сферу „чистого искусства. Они привыкли быть деятелями, не только работниками. Заседать, словопреть, голосовать, руково
дить „общественным мнением. Для этого были в свое время созданы соответствующие организации.
Из них самая характерная, самая крупная—РТО. Рамки советской общественности для этой группы тесны, узки, пожалуй, казенны. Отсюда гальванизация общественных трупов, игра в общественные
бирюльки, толчение воды в ступе пережитков старого уклада жизни.
Но кроме этих двух групп уже видны иные всходы, новые поросли. Уже изживается 6ditobocявление, когда местком обязательно слагался из представи
телей технического и обслуживающего персонала, из вторых актеров и спецов-профработников. Актер начинает вовлекаться в активную и орга
низованную профработу. Больше того, начинает глубоко и сознательно ею интересоваться. Уже старый общественный актив не из профессиона
листов, а из профессионалов, т.-е. путь идет не от профработы — в производство, а из производ
ства в профработу. Это—третья группа. Она еще не обширна, но ведь это процесс, который им ет все шансы на дальнейшее развитие.
Есть еще течение, родственное этому. Его представляют наиболее активные, но, быть может, не наиболее организованные элементы. Может быть общественная форма их выступлений есть лишь выражение известной общности их личных интересов. Они выходят за пределы советской обще
ственности, точнее — расширяют, удлиняют ее формы, пользуясь ими, чтобы вызвать то, что можно назвать цеховой общественностью.
Вот то социа\ьное, что водится в этом участке художественного быта.
Каковы тенденции развития этих групп?
Первая группа—это резерв, который пополняет общественные группы. Он не может, если не полностью, то частью рассосаться. Ибо как бы не была прекрасна „пустота искусства, все же она пустынь и в нее настойчиво бьется и пробивается живая жизнь.
Другой вопрос — в чем эта жизнь выражается. Старая общественность, — РТО’вского типа,
„у последней черты . Ветшают, не получая жизненного ремонта, ее формы. И будет день, когда они рассыпятся в прах.
Маятник, качнувшийся от вне общественного эстетизма к цеховой общественности, находит свою точку равновесия в активной, в организованной работе, с массой товарищей по производству.