ность. Отошел в прошлое, „постановочный период революционного театра; мы свидетели„исполнительского периода. Текущий сезон вывозит на своих п\;чах не режиссерский гений, не талант декора
тора или конструктора не дарование драматурга, а расцвет актерского творчества. Впрочем, это большая и особая тема.

Е. ТИХОНОВИЧ.

Возможности работы слишком мало использованы, чтобы было своевременно говорить об их ограниченности. Давно уже построены и формы для нее, но в эти новые мехи еще не влито в нужном количестве новое вино.
Но речь идет даже не только о формах профсоюзной и „добровольной общественности. Самое производство сейчас переживает такую стадию, в которой находит простор актерская самодеятель

ПОСЛЕ С ЕЗДА*).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АКТЕР СКИЙ С‘ЕЗД.

выступили с правильным суждением и непреклонной волей .
Такова характеристика немецкой (не коммунистической) газеты. Последний Пленум Цекрабиса, заслушав подробный доклад делегации о ее работе на международном конгрессе, ее работу одобрил и признал линию и тактику, проводившуюся его, правильной. Нам представляется несом
ненным, что ближайшие события в практической работе на этом участке нашей международной
работы, либо поставят актерский Интернационал на твердую классовую позицию защиты интересов об’единяемых им членов и помогут ему сыграть определенную для него роль в общей борьбе ра
бочего класса, либо лишат его какого бы то ни было значения, как никому не нужную бюрократическую надстройку, аппарат „совещания генералов не имеющих за собой никакой армии.
Ю. СЛАВИНСКИЙ.
*) См. Рабис №№ 1, 2.
Все работы с’езда, принципиальные споры, его решения, как я уже указывал, были все время предметом более чем внимательного отношения немецкой прессы. Чрезвычайно характерным
является ряд отзывов немецких газет, в частности по вопросу о создании Интернационала „без русских . Вот, например выдержка из „Allgemeine Konigsb. Hart Zeitung : „Немецкие актёры не про
явили ни малейшего интереса к конгресу. Все, что было на нем решено, все о чем было говорено—было сказано и решено Президиумом Актер
ского Союза и иностранными гостями, но отнюдь не всей немецкой актерской братией... Руководи
тели союза не знали, что большинство немецких актеров не были даже подготовлены к вопросу о создании „Интернационала , не давали своего согласия на расходование союзных денег для организации представительства, банкетов и т. п. в то время когда в Германии так много бед
ствующих актеров... Руководители союза не поняли, что нужно было об’яснить актерской массе, на
сколько необходимо об’единение работников театра в международном масштабе, что бы иметь возмож
ность вести двойную борьбу: с одной стороны, с угрожающим положением сценического исскуства,
где бесвкусие и бездарность господствующего класса грозит задушить его. С другой •- борьбу за отстаивание своих прав и требований с по
мощью Международной Лиги, которая скорее может поддержать актеров, чем ограниченный национальный аппарат... Блаводаря отсутствию немецкой актерской массы руководящая роль перешла к иностранцам... Русские были единствен
ными разумнами головами на этом замечательном собрании. Они вышли бы победителями из этой борьбы, если бы немецкая делегация не использовала свое первенствующее положение и не боролась в лице Валлауэра против русских. Мужественно, но напрасно поддерживали русских авст
рийцы. Как жаль, что трибуна не была полна немецкими актерами в то время когда их „представители принесли в жертву классовые инте
ресы немецких актеров своему страху перед „большевизмом . Представители не учли того, что в России сейчас лучшие театры в мире. Это приз
нано всеми и у них стало быть есть чему поучиться. Они не учли того, что интернационал живет сейчас только при наличии сознательных, определенных целей. Германия, стоявшая в главе кон
ференции, стала президентом так называемой „Лиги без русских, без цели, без идеи. Германия имела полную возможность удержать русских и помочь им одержать победу. Немецкие актеры неповинны в сомнительной роли своих представителей. Русские были единственными, которые

ЖЮЛЬ РОМЕН

Жюль Ромен, автор „Труадека , идущего в Государственном Еврейском театре и готовя
щегося в театре имени Вахтангова, написал новую пьесу „Диктатор ; пьеса прошла в Париже и Берлине.