одеть их в черные плащи, чтобы зритель их не замечал. Речь японского актера почти пение.
И все это не мешает зрителю весьма и весьма переживать такую действен ную драму. Япо
нец-зритель и здесь непосредственнее — он рыдает навзрыд, или хсхочет до отказа.
Какая же из этих двух больших систем сценического мышления должна явиться определяющей для дальнейшего развития театра. В целом, конечно, ни одна. История не повторяется. Каж
дая из этих систем была в свое время закономерна и обусловливалась всей суммой влияний на нее условий жизни. Каждая эпоха имеет свой художественный стиль.
Но мы и сегйчас уже видим вторжение на сцену моментов и ровзго театра, ну, хотя бы отход от натуралистической логики живописной деко
рации. Видим действенное раскрепощение актерского тела, .его физкультуры, от прежней неподвижности, сводившей игру почти исключи
тельно к мимике под слово. Ощущаем влияние эксцентрически-двигательных форм на застывший психологизм „переживаний . И т. д., и. т. д.
И ничего мудреного в этом нет. Обостренная динамика нашей жизни, учащенная пульсация технических завоеваний, ломка старой „класси
ческой мысли во всех областях деятельности, диктует отход и то кустарно-медлительного импресионизма, плетущегося в хвосте театра. И по
этому, не предугадывая синтеза, отстоявшегося стиля театра будущего, театра-смены, не трудно уже и сейчас по наметившемуся сдвигу сказать, что ближайшее развитие театра будет итти под знаком все растущего воздействия четких действенно-игровых форм и отхода ог книжно-изобрази
тельного натурализма с его тяжелыми ритмами и расплывчатой символикой.
ЭМ. БЕСКИН.

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ

К КИНО АРТИСТУ.

„В Посредрабисе шумно. Народу много. С нетерпением ожидают набора на кинос емки. Бесцельно проводят часы в ожидании, не зная, когда приедет помощник режиссера, производящий набор людей.
Вдруг все смолкает. Все спешат к доске, чтобы ознакомиться с содержанием только что вывешенного об’явления. Читают вслух:
„Нужны актеры на следующие роли: 20 купцов, 50 интеллигентов, 10 военных, 30 купчих, 40 мещан и т. д.
Примечание: все должны быть в костюмах i860 года (следует перечень костюмов). Просят имеющих означенную одежду зарегистрироваться .
Задача, конечно, трудная для безработных: подыскать костюмы 1860 года. Задача трудная, но все же, ради куска хлеба, находят нужные костюмы: кто сам состряпал, кто взял на прокат. Словом — достали. В назначенный день все пришли со своими котомками — показать режиссеру костюмы.
После долгих ожиданий является, наконец, помощник режиссера, производит набор и назначает день с’емки. В назначенный день с’емка, увы, не состоялась. Отклады
валась несколько раз из-за того, что не были закончены декорации.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА „В КРАСНОМ КОЛЬЦЕ . ГОСВОЕНКИК

Наконец, наступила долгожданная с’емка. Холодная, сырая ночь. Снимают собор
Василия Блаженного. Свыше 2С0 человек в тяжелых, допотопных костюмах, под руководством режиссера, выполняют всевоз
можные задания. Бесконечные репетиции, всевозможные перестановки.С’емки, наконец, закончены. Утомленные, издерганные ра
ботники расходятся по уборным переодеться ..
Выплата денег была лишь на 6-й день. Это оттого» что администрация поздно подала в бухгалтерию ведомости .
Выше приведенные строки цитированы нами из Одесской газеты „Известия , но было бы ошибкой думать, что Одесса в этом отношении
представляет из себя „что-нибудь особенное . Нет. То что творится в Одессе, происходит и в Москве, и в Ленинграде, и везде, где снимаются кино-картины. Везде выплата денег производится не сейчас, а в более или менее отдаленном будущем, и работнику голодному, плохо одетому и обутому,
приходится не раз таскаться на кино-фабрику и тратить на трамвай последние медяки, чтобы
выклянчить засаленную трешницу или пятишницу за с’емку на морозе без пальто.
В Москве—с целью сэкономить артисту время и проездные — Посредрабис брал на себя раздачу денег, но выплата производилась с тем большим опозданием. Не посредрабисовское это дело, вообще.
Вопрос надо поставить по иному. Надо по • ставить кино-артиста разовика в условия не менее благоприятные, нежели те, в которых находится
извозчик, получающий с своего пассажира плату за разовую поездку немедленно.
Надо, чтобы с кино-артистом за с’емку рассчитывались тотчас же по окончании последней.
На случай возможных недоразумений и конфликтов необходимо дежурство на с’емках членов завкома.
Пора завкомам кино-фабрик усилить свою деятельность среди разовиков, как работников
наиболее нуждающихся в союзной помощи и защите.
Побольше внимания к кино-артисту!

Б. К-ЫН.