МУЗЫКА ИЗ ЭФИРА.
ЧТО ТАКОЕ ТЕРМЕНВОКС.
Техническая сторона музыкального искусства в данное время пребывает на той ступени разви
тия, какой она была еще во времена Бетховена, т. е. начала прошлого столетия. Если не считать мелких технических улучшений, облегчающих игру на инструментах (флейта, медные) в остальном материально-техническая база музы
кальных инструментов не знает почти никаких новшеств. Правда, в самое последнее время джаз
банд воскресил из небытия саксофоны, которые в течение полувека были несправедливо забыты и ввел в практику новый инструмент—флексетон, но эти мелкие нововведения не могут заметно повлиять в сторону изменения музыкальных форм или улучшения их. И вот как будто, внезапно появилось изобретение, которое позволило приме
нить высшее достижение современной техники— радио-токи высокой частоты к делу извлечения музыкальных звуков. Это—«Терменвокс», назван
ный так по имени его изобретателя проф. Термена. Изобретение советского происхождения. Недавно при демонстрировании его в Европе он буквально всполошил весь ученый и музыкальный
мир, как революция в области инструментальной
музыки, как предпосылка нового технического принципа в построении музыкального инструмента. «Музыке из эфира» посвящены статьи за и против.
Что же так поражает знатоков и слушателей в терменвоксе? Неспециалиста прежде всего удивляет самый способ игры на инструменте совер
шенно не касаясь его, игра на невидимых струнах эфира. Исполнитель просто водит обеими руками в воздухе и это оказывается достаточно для извле
чения музыкальных звуков и исполнения сложных классических и современных произведений. Спе
циалистов - музыкантов поражает тембр звука, по красоте превосходящий все пожелания и мечты. Этот тембр, соединяя в себе все лучшее от чело
веческого голоса и струнных инструментов, вместе с тем как-то особенно нежен, лишен материальных моментов скрипа, хрипа, трения и т. д. Это и естественно, если учесть, что при пении или игре на струнном инструменте напрягаются связки или скрипит канифоль о бычью жилу, между тем как Терменвокс звучит без прикосновения к нему.
Принцип устройства Терменвокса навряд ли будет понятен незнакомым с радио-техникой чи
Ашуги Востока. Слева направо: Хштоян, Гайказ, Тальян, Таривердян. К выступлению в Москве.
„Музыка из эфира“.Американский шарж
тателям. Он заключается в соединении двух колебательных контуров (ламповых схем), построенных на очень высокую частоту и при том совершенно одинаковую для обеих схем. В одну из них вклю
чен медный жезл, выступающий над аппаратом, а также маленькая антенна (около 1 метра).
Играющий на Терменвоксе, правую руку двигает по направлению к медному жезлу и чем ближе рука, тем выше получается звук. Рука играющего все время вибрирует, как при игре на скрипке, при этом у каждого исполнителя получается свой
индивидуальный звук. Левая рука движется перед антенной и по мере ее приближения звук зами
рает. Таким путем достигаются все нюансы от фортиссимо до нежнейшего пианиссимо, причем особенно хорошо на Терменвоксе выходит диминуэндо. Отчего же получается звук? В схему вклю
чен репродуктор (громкоговоритель), но токи вы
сокой частоты на него не действуют. Если же в магнитное поле, образующееся вокруг включенного в одну из схем жезла, ввести посторонний пред
мет (в данном случае руку), то синхронность, т. е. одинаковая частота обеих контуров расстраивается и от этого получается так называемые биения, которые и действуют на громкоговоритель, заставляя его звучать.
Любопытно, что при первых демонстрациях Термена исполнение пьес на Терменвоксе было далеко неблестящим—частые глиссандо, нечистый строй и т. д. Выступающий теперь в Москве уче
ник Термена— Ковальский достиг уже более высокой техники игры на инструменте и помимо чистоты добился таких приемов, как стаккато и др.
В настоящее время Термен приступил к постройке целего оркестра терменвоксов и в скором времени мы узнаем возможно ли такое совме
стное звучание этих инструментов. Пока же можно сказать, что электрическая музыка — это музыка монументального будущего, ибо звук Терменвокса можно усилить до любых пределов, не изменяя красоты его тембра.
КЛИМЕНТИЙ КОРЧМАРЕВ.