Возмутительный инцидент произошел и в Горсаду в Таганроге. На гулянье приглашен был оркестр из безработных. Заключили договор, но когда оркестранты явились в сад, то их пытались не допустить к работе, ибо пожаловал в сад клубный оркестр.
Из Краматорской (Донбасс) нам жалуются, что на Ташковском руднике заключен договор с музыкантами-кружковцами: 120 руб. за 12 игр в месяц оркестру из 12 человек!
В Ржеве в «Саду Профсоюзов» 14 июля кружковцами поставлена была пьеса А. В. Луначарского Яд». Вооружившись циркуляром ВЦСПС,
завпосредоабис т. Сорин решил объясниться по Поводу «Яда» с завкультотделом Ржевского Упрофбюро т.Тарасовым, в ведении коего нахо
дится «Сад Профсоюзов». Но предоставим слово самому тов. С о р и н у:
«Когда я, как Посредрабис, — пишет нам т. Сорин, обратился к тов. Тарасову и сказал ему, что это недопустимое явление, что он, как проф
работник, не считается с директивами выше стоящих союзных организаций и что, наконец, он сам просил организовать труппу артистов из безработ
ных членов нашего союза, на все это завкультотделом Упрофбюро тов. Тарасов ответил:
— Идите вы с вашим союзом к .......................... У нас сад профсоюзов и это вас не касается.
И вдобавок — меланхолически заканчивает свой рассказ тов. Сорин — он выгнал меня из канцелярии...

КУЛЬТРАБОТА В РАБИСЕ.

Профсоюзы ведут большую политике-просветительную и культурную работу среди организованных масс рабочих.
Эта работа, на которую профсоюзами затрачиваются десятки миллионов рублей, играет гро
мадную роль в деле организации культурной революции в нашей стране.
В результате этой работы профсоюзы поставляют все новые и новые кадры общественновоспитанных, культурных строителей социалистического общества.
Вот почему культработа профсоюзов приобретает, в связи с общими задачами советов, все большее значение.
Наш союз объединяет 90.000 членов. Основ
ная масса актерство и музыканты, т.-е. как раз та часть, которая формально считается более культурной и связана по своей профессии с непосредственной работой по культурному строитель
ству страны, что нередко отвлекает внимание от культработы среди членов нашего союза.
Правда, культкомиссии на предприятиях растут. Редкий местком не выделяет культ комиссии, кото
рая заседает, говорит, пишет. Но одно дело культкомиссии, другое — фактическая работа в гущах нашего союза. Тут, к сожалению, нам нечем похвастаться.
Культобследования, проводимые по нашему союзу, говорят о слабости кулйтурно и политико
просветительной работы, о недостаточном охвате ею широких масс нашего союза по всем произ
водственным группам, о нашей негибкости и неумении приспособлять формы, методы и содержание культработы к запросам этих весьма разнообразных производственных групп.
Это необходимо учесть.
Рост художественного производства и его роль в системе нашего строительства заставляют поста
вить во всей широте вопрос о подготовленности работников искусства к участию в социалистическом строительстве.
В условиях диктатуры пролетариата искусство, поднимая культурный уровень широких масс, в то же время должно способствовать своими специфическими средствами социалистическому сгроительству, подтягивая к нему широкие рабо
чие и крестьянские массы и трудовую интеллигенцию.
Об этом надо помнить, говоря об усилении культработы в недрах нашего союза. Это же определяет подступы к организации политико-просве
тительной и культурной работы среди работников искусств. Ибо чтобы способствовать социалисти
ческому строительству, надо знать, какими путями и к чему оно ведет. Отсюда общие задачи культработы в нашем союзе: политическое, профес
сиональное и производственное просвещение на
основе учета культурного и общественного уровня и бытовых и производственных особенностей и запросов нашей союзной массы.
Что же делается нами в выполнение этих задач? На 1 февраля этого года из 308 обследованных
низовых ячеек союза только 32 % из них имеют библиотеки, только 64% имеют красные уголки. Только 87% общего количества учтенных уголков выписывают газеты.
Клубное обслуживание союзных масс Рабиса, при нашей ставке на развитие общественности среди членов нашего союза, — почти катастрофично. Из обследованных на 1 февраля 1927 года 43 губотделов — 62,8% ни с какими клубами не связаны, если не считать, что некоторые (очень немногие) губотделы пытаются развернуть клубную работу в красных уголках.
Кружковая работа ведется только в половине обследованных на то же число низовых ячеек. При этом преобладают кружки по профдвижению, политграмоте и шахматные. Производственных кружков почти нет.
Почти не развернута и массовая работа по производственному просвещению.
Первая причина этого неуменье использовать нужные силы и возможности организации произ
водственного просвещения на местах, несмотря на то, что этот вид культработы в условиях нашего союза совершенно необходим при высоких требо
ваниях к художественному производству и при недостатке художественных учебных заведений.
Вторая причина—неуменье поднять общественную заинтересованность, инициативу и самодеятельность в этой работе самих масс союза, создав
Борьба с любительщиной в клубах дело — нелегкое.
ВЦСПС — несомненно - будет настаивать на проведении в жизнь своих директив.
Местные организации Рабиса, равным образом, не могут не реагировать на случаи намеренного нарушения или обхода этих директив.
Ибо:
«всуе законы писать, ежели их не исполнять».
К.
** *