к участию в этих диспутах и работника искусств и рабочего зрителя; организация экскурсий для работников искусств на фабрики и заводы и на постановки клубных кружков тех же фабрик и за
водов; привлечение через редколлегии стенгазет наших художественных предприятий и учреждений рабочего зрителя и слушателя к участию в наших стенгазетах своими заметками, отзывами, рецен
зиями о постановках, кино-картинах, изо и музопроизведениях; организация показов художественных кружков рабочих клубов для отдельных про
изводственных групп, кружководов, эстрадников, художников и т. д.; участие нашей учащейся мо
лодежи художественных учебных заведений в работе художественных клубных кружков, в оформлении рабочих демонстраций, шествий, карнавалов и т. п.
Во все эти мероприятия целесообразно вовлекать и красноармейскую молодежь.
Необходимо лишь твердо помнить основную задачу: развитие общественности в Рабисе путем ознакомления работников искусств с жизнью, тру
довыми процессами и запросами современного пролетария к культуре вообще и художественным явлениям в частности.
А. ГОРИН.

О РУКОВОДСТВЕ И ВЫДВИЖЕНЧЕСТВЕ.

Наконец-то, после целого ряда неудачных сезонов, узаконивших дефициты на десятки и сотни
тысяч рублей, очевидным для провинции стал вопрос о необходимости технического руководства. До сих пор у нас во взглядах на театр уживаются удивительные крайности: в одном месте отдают театральное предприятие в руки и на благоусмо
трение спецов от искусства (столица), в другом (провинция), сплошь и рядом бракуя спецов, упрямо считают, что управлять и руководить большим профессиональным делом может вполне сво
бодно и успешно любой клубный работник, еще в позапрошлом году состоявший членом драмкружка, а в этом году занявшийся в клубе кинокоммерцией (деляга!) и устроивший гастроли «московской оперетты...» из Мурома. Нечего и
говорить, что и то и другое, и аполитичное спецгенеральство и кустарничество, в одинаковой мере делу не полезны, особенно второе, как чаще встречающееся, так как спецами провинция вообще не избалована.
Возьмем не директора, а рядового театрального администратора. От этого человека требуются специальные качества: помимо знания производства и рынка, настойчивость, неутомимость, предприимчивость, гибкость, изобретательность. И не мудрено—от универсальности этого человека, от его умения обслужить художественное производство (особенно в теперешних условиях стацио
нарно-передвижного, профессионально - клубного театра) зависит успех дела. Но как трудно внушить
эту простейшую мысль хозяевам театра—политпросветам и горсоветам, не видящим опасности
от любительского администрирования. Политпросветы не верят в существование такой специальности — театрального администратора. Но в финот
делах и рабкринах о ней должны подозревать, изучая цифры дефицита, который почему то опять «обнаруживает тенденцию к повышению».
Мы отнюдь не намерены заявлять, что клубному работнику нет пути на руководящие посты в профтеатре. Напротив, по нашему мнению, вы
движенчество рабочего культактива на посты администраторов и директоров театров более чем необ
ходимо. Но выдвиженчество, а не любительство. Необходимо, чтобы к выдвиженчеству госантре
приза подходила, прежде всего, как к ученичеству и ставила выдвиженца-клубника в условия производственной учебы под авторитетным контролем,
а не обрекала на вынужденную самостоятельность, когда принимающий то или другое решение моло
дой директор рассуждает по рецепту: «эх, была не была!...».
Вопрос о руководстве и выдвиженчестве назрел. Его пора, ох, как пора разрешить курсом на сцециализацию клубного работника. Ибо вольное любительство и опасное всезнайство, пользуясь отсутствием квалифицированной смены руководителей, исподволь разрушают театральное производство.
ВЛ. ЯРОПОЛК. Иваново-Вознесенск.
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ОЧЕРКИ

О РЕЦЕНЗЕНТАХ И РЕЦЕНЗИЯХ

В последнем номере журнала «Жизнь Искусства» некий обозреватель провинциальной печати, ссылаясь на статью в ростовской газете «Совет
ский Юг», скорбит о том, что «наши теарецензенты прозевали на своей улице большой праздник: исполнилось сто лет со дня появления первой русской театральной рецензии».
«Известия об этом юбилее несколько преувеличены», — можно было бы перефразировать класси
ческое опровержение Марка Твэна о мнимой его кончине. Приходится только лишний раз удивиться безграничной легкости в мыслях провинциальных историков театра. Экое сморозили: дату появления первой рецензии отнесли к 1827 году, приурочив ее к подаче прошения знаменитого Фадея Булга
рина, хлопотавшего о разрешении помещать в «Северной Пчеле» «разборы представляемых на местных театрах пьес и суждения об игре актеров».
Но ведь задолго до «Северной Пчелы», и задолго до Фаддея Булгарина рецензии о пьесах и об актерском исполнении неукоснительно появля
лись почти во всех повременных русских изданиях начала 19-го века, — и в «Драматическом Вестнике», и в «Аглае» и в «Цветнике», и в «Русской Талии», и в «Северном Наблюдателе» и во многих других. Вот что значит бухнуть в колокола, не заглянув в святцы.
Впрочем, если бы даже эта справка и оказалась точной, я признаться сказать, не почувствовал бы, что на рецензентской улице праздник. Как только я отрешаюсь от необходимости писать театральные рецензии и сам попадаю под обстрел про
винциальных теакритиков, я начинаю невольно разделять антипатии актеров к людям того ре
месла, к которому и я, одной моей половиной, имею некое касательство. Правда, нет такого