ктива» и при всей настойчивости, энергии и запале творческого «вдохновения» со стороны ре
жиссера, никакого театра, если только мы под театром понимаем нечто серьезное, создать немыслимо. Театры создаются годами.
Не пора ли поверить этой простой истине? Не пора ли переходить к иным формам организа
ции театральных дел? Почему шесть месяцев, а почему не год, не два? Кто станет спорить с той очевидностью, что сработавшаяся в длительном сроке труппа гибче и интереснее, а следовательно для хозяйственника и выгоднее, чем случайный, на пять месяцев, кое-как сколоченный коллектив? Но, к сожалению, мы почти не знаем в современ
ной провинции дел, которые формировались бы не на сезон. Существуют молодые театры в про
винции, насчитывающие пять — шесть лет жизни, как, например, Бакинский рабочий театр, но и в этих театрах труппы меняются ежесезонно.
Очень следовало бы подумать о создании таких организационных форм, когда можно было бы формирование для любого провинциального го
рода производить в расчете не на один сезон, а на несколько лет. Это не значило бы даже, что таким образом составленная труппа должна была бы неизбежно по несколько сезонов подряд си
деть в одном и том же городе. После проведения системы трестирования городов по областям и по районам была бы достигнута полная возможность перебросок таких трупп из одного города в дру
гой. Впрочем, не думаю, что труппа, и оставаясь на несколько лет в одном и том же городе, могла бы что нибудь и в художественном, и в матери
альном отношении потерять. Репертуар все равно обновлялся бы, а интерес к составу не падал бы, так как качество продукции, при полной сработанности коллектива, только повышалось бы.
Разумеется, тут необходимо будет принять во внимание и подбор художественных руководите
лей — режиссуры для таких дел. Если мы говорим о полезности несменяемости актерского состава, то тем более важен принцип сохранения на долгий срок художественного руководителя, который по
вышает свою производительность, как художник, тогда только, когда знает, что едет служить не на сезон, а на тот неизмеряемый месяцами или го
дами срок, длительность которого обусловливает возможность создания прочного театрального дела.
От какой массы вредных и мешающих мелочей, от каких, никакими планами не предусмотренных,
случайностей освобождались бы театральные дела в провинции, если бы они формировались не на сезон! И как облегченно почувствуют себя актеры, когда их будут приглашать именно в такие дела!

Вот о чем я неизменно думаю, простаивая в этой ужасающей толкучке на Рождественке, подле здания, накуренные и набитые людьми, как сель

дями бочки, комнаты которого напоминают дантов ад.

ЮРИЙ СОБОЛЕВ.

Апофеоз СССР (?!?)

Так почему-то назвал известный художник Н. И. Верхотуров свое последнее произведение и, очевидно, на этом основании предложил ею Музею Революции. Это апофеоз антихудожественности и аляповатости — собрание каких-то восковых фигур для бродячею панопти

кума. Картина, впрочем, не лишена некоторой показательности, поскольку показывает с наглядностью, как не надо изображать СССР.