что могла бы и должна была бы выполнять; партия в период развернутого социалистического строительства вправе требовать от фотографии много большего.
Советская фотография еще отстает от требований сегодняшнего дня и слишком медленно изживает свое отставание. Причи
ны этого лежат не столько в слабости технической базы фото, сколько в нас самих, в людях, делающих советское фотоискусство: в кадрах советской фотографии, в ру
ководстве ими, в методах привлечения их к участию в социалистической стройке.
И в этом смысле историческое значение для нашего дела приобретает постановление ЦК-ВКП(б) от 23 апреля о перестройке лите
ратурно-художественных организаций, требующее «провести аналогичное изменение по линии других видов искусств».
Мы вправе спросить: все ли сделано для того, чтобы сплотить на участке фотографии всех мастеров фотоискусства, «поддерживающих платформу совет
ской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве» (из постановления ЦК), чтобы объединить их усилия, пробудить их инициативу и активность к этому участию?
Свободен ли участок творческой фотографии от опасности кружковой замкнутости, от опасности «отрыва от политических задач современности и от значительных групп художников, сочувствующих соцстроительству»? (из постановления ЦК).
Если творческая борьба между фотохудожвиками протекает в рамках немногих московских группировок («РОПФ», «Октябрь»), принимая подчас формы «заушения», не сопровождаясь развертыванием подлинной пролетарской самокритики; если в то же время значительные группы художников, сочувствующих социалистическому строительству,
не находят себе места в узких групповых рамках; если тем самым «тормозится серьезный размах художественного творчества» (из постановления ЦК), то — спрашиваем мы — содействует ли такое положение поднятию фотоискусства на уровень его современных задач?
На все эти вопросы следует без колебаний ответить отрицательно.
У советской фотографии, несмотря на молодость ее как искусства, есть немалое положительное прошлое — борьба с влияниями чуждых элементов. Начиная с 1928 г. — со времени известной выставки «ГО лет советской фотографии» — шла непрерывная работа по разоблачению и преодолению этих влияний, по привлечению на сторону социали
стического строительства и к участию в его практике всех лучших элементов советского фотоискусства и фоторепортажа. В результате побед социализма в нашей стране, явля
ющихся плодам правильной политики партии, мы имеем поворот в сторону советской власти в настроениях фотохудожников старой школы, не говоря уже о росте советской активности и политической сознательности нового поколения работников фотоискусства, которые в основной своей массе представляют попутнические и союзнические элементы. Наряду с этим массовое фотодвижение уже выделяет с заводов, фабрик, колхозов ка
дры, способные оказывать ведущее пролетарское влияете на всю массу работников фотоискувства. Широкое привлечение к работе всех советских сил фотографии — фоторепортеров, фотохудом;ников и фотомонтажистов — тем более необходимо, что этим будет ускорено усвоение пролетарскими кадрами технического опыта, играющего в фотоискусстве крупнейшую роль.
Далее на пороге второй пятилетки для каждого ясно, что широчайшее применение фотографии, как средства социалистической агитации и пропаганды в первую очередь через печать, немыслимо без широкой мобилизации сил всех работников фотографии, сочувствующих социалистическому строительству.
Все это показывает, что постановление Центрального комитета ВКП(б) от 23 апреля в полной мере относится и к искусству фотографии, и здесь должна быть проведена, такая же перестройка в духе решений партии, к которой приступили литература и другие виды искусства; этой перестройкой должны быть охвачены фоторепортеры, фото
художники, фотомонтажисты и та часть специалистов фототехники, творческая работа которых непосредственно связана с агитационно-пропагандистским, широко-общественным использованием фотографии.
Соревнование творческих направлений и течений должно быть поднято на принципиальную высоту, на основе поворота «лицом к производств у». Ясно, что эта задача исключает «упразднение» творческих групп, о чем начали было поговаривать некоторые не в меру поспешные товарищи.
Надо помнить, что основная цель перестройки: стимулировать размах художественного творчества пролетарской фотографии; направить его в русло агитации и пропаганды социализма; укрепить и развить техническую базу и вооруженность массовой фотопропаганды; обеспечить влияние и руководящую роль партии при, выполнении этих задач.