ЗА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ СНИМКИ

ДЛЯ ЗАГРАНИЧНЫХ ФОТОВЫСТАВОК

О роли нашего фото в показе советской культуры за границей писалось уже достаточно. Всем известно также, какой напряженный интерес и сочувствие вызывает советский фотоснимок не только в рабочих кругах, но и в широкой прослойке западной интеллигенции. Даже буржуазная печать, включая самую реакционную, вынуждена бывает подчас отдавать должное фото
искусству и фотопродукции СССР. Так было в Париже, Брюсселе, Амстердаме, так было и с выставкой * фоторепортеров «Огонька», организованной ВОКС в Англии.
Любопытно, что, наряду с отзывами, подчеркивающими формальные достижения советского фото, встречаются и отзывы иного порядка, сви
детельствующие о попытках даже буржуазных фотодеятелей и журналистов проникнуть в суть советской фотографии, уловить ее специфическое лицо. Вот что говорилось в одной речи на открытии выставки фото и кино СССР в Голландии:
«Действительность новой России дала фотографу бесчисленные объекты помогла отрешиться от своей несамостоятельности и рабского под
ражания живописному искусству и заставила найти методы, имеющие специальное приме
нение в фотографии как в искусстве. Искусство
фотографии в том виде, в каком оно существует в России, является, по существу, фоторепортажем, фиксирующим все стороны жизни и дей
ствительности, и значит, прежде всего: чистым, правдивым, хотя вовсе не отрешившимся вследствие этого от поэтичности и красоты».
Разумеется, в этом отзыве сказывается ограниченность буржуазного сознания, неспособность вскрыть основы, что характерно для фото Советского союза: его революционно классовая устре
мленность, его неразрывная связь, как и всех других видов художественной культуры, со стро
ительством социализма в нашей стране. Но уже приведенный отзыв дает нам ключ к пониманию того исключительного интереса к советской фо
тографии, который нарастает с каждым днем в лучших слоях западноевропейской интеллигенции.
За последнее время во многих странах капиталистического мира значительно увеличилось количество докладов о советском строительстве, организуемых обществами сближения с СССР. Те
матика этих докладов самая разнообразная — здесь и электрификация, и жизнь совхозов и колхозов, и организация рабочего отдыха, здра
воохранение, охрана материнства и младенчества, политехнизация школ и т. д. Все это означает, что ознакомление с Советским союзом за рубе
жом вступило в какую-то новую стадию, когда от общих теоретических положений и статистических данных публика переходит к более де
тальному изучению отдельных сторон советской действительности. И что особенно характерно именно для этого периода развития культурных связей с заграницей —«и одно такого рода выступление не обходится без настойчивого требования от нас фото или киноиллюстрации. По
требность в документе, зрительно подтверждающем сведения, известные уже из печати, необычайно растет, тем более, что уже фигурировавшая за границей кино- и фотопродукция заработала себе славу правдиво и объективно отражающей советскую действительность.
Из всего этого вытекает основная установка, которой нам следовало бы придерживаться в де
ле использования советского фото для укрепления культурных связей с заграницей.
Прежде всего надо, видимо, поставить вопрос об увеличении удельного веса фото в общей системе наших культурно-художественных выступлений за границей. До сих пор, например, живописи и графике отводилось почти исключительное право представлять за границей изобрази
тельную культуру СССР. Разумеется, здесь не место распространяться насчет взаимоотношений живописи и фотографии, о том, искусство ли фо
тография и т. д. Нет также никаких оснований преуменьшать международное значение выставок наших картин. Одно совершенно ясно: с точки зрения политической эффективности, с точки зрения наиболее выгодного и полезного нам показа достижений социалистического строительства фотовыставки должны занять гораздо большее место, чем до сих пор по отношению к живописным и графическим.
Здесь для нас решающим является то обстоятельство, что отражение советской тематики в наиболее ярких и динамических ее проявлениях средствами фото достижимо в гораздо большей
степени, чем через полотно художника или лист графики. И это остается правильным даже те
перь, когда наша живопись и графика давно прошли от формалистических установок и все больше вбирают в себя тематику социалистиче
ского строительства. Преимущества фотографии — в художественной фиксации таких художественных деталей, которые отражают повседневно ме
няющееся лицо страны, подчеркивают конкрет-. ные формы социалистического роста. Картина же художника технически и композиционно вынуждена держаться в рамках более или менее статических положений, изобразительно обобщенных.
В. И. Ленин в своих рассказываниях о кино подчеркивал огромное значение для наших про
пагандистских целей тех дополнительных изобра
зительных средств, которыми оно располагает (движущийся образ, переключаемость материала во времени и пространстве, легкость охвата больших масс материала и т. д.).
Фото с практическо-пропагандистской точки зрения стоит между кино и живописью. И пре
имущества фотографии как изобразительного средства мы не можем не учитывать в нашей художественной и культурно-информационной работе за границей.
Иногда даже сами наши фотохудожники, говоря о работе за границей, высказывают опасе
ния в отношении технического уровня советской фотографии. В особенности это относят к массовому самодеятельному фоторепортажу.