Нам представляется, что именно здесь сказывается некоторая недооценка того сочетания художественного качества и документальности, ко
торые характерны особенно для нашей советской фотографии. - В качестве экспортного материала по линии наших культурных связей фото долж
но и может вполне сочетать оба эти момента. И если . в продукции, например, рабочего-фотографа с производства тема документальная, ее
выразительность будет перевешивать формальные достоинства — не беда. Наша советская тематика, ее необычность для капиталистического мира, ее агитационная насыщенность сделают всегда свое дело. Вот любопытное свидетельство:
«Если их рассматривать поверхностно, тогда эти фотографии мало привлекательны, с виду небрежны, даже грязноваты и потому отдельные снимки в некоторых случаях производят отталкивающее впечатление. Но при ближайшем рас
смотрении они приковывают, пробуждают в нас желание разглядеть1 их хорошенько, углубиться в них, проникнуть в душу, которая их создала, а душа эта, несомненно, душа художника» (отзыв журнала „Росчз“ по поводу любительских советских фотографий.)
Таков отзыв буржуазного фотодеятеля, весьма дорожащего своим престижем знатока и цените
ля художественной фотографии. Даже грязный и технически слабый фотолюбительский снимок на
ходит дорогу к сознанию тех слоев буржуазной интеллигенции, которые не ослеплены звериной ненавистью к Советскому союзу. Отсюда вывод, что, не оставляя дальнейшей борьбы за качество продукции, за передовую фототехнику, мы уже сейчас можем гораздо смелее, чем мы это делаем, продвигать на Запад даже наш рядовой фоторепортаж. Дело только в том, чтобы найти
правильные формы выбора объектов, подбора фотоматериала, его группировки, методов его мон
тажа, подачи и т. д. Дело в том, чтобы в среде нашей фотообщественности поднять интерес к вопросам культурных наших связей с заграницей, сколачивая вокруг этой задачи соответствующий актив. Нужна наконец большая информационно-справочная работа, более регулярно осведомляющая нашего фотоработника о тех требо
ваниях, которые предъявляются из-за границы к ооветской фотографии.
Серия тематических фотовыставок, сочетающих в себе и художественный фотопоказ, и пропагандистскую документацию по какой-либо стороне советской действительности, ( должна явиться базой для более усиленного продвигания нашего фото за границу. План такого рода выставок надо широко обсудить с фотообщественностью, группирующейся вокруг фотосекции

воке.

В ряде случаев фото играет подсобную роль в наших художественных и1 культурно-икформационных мероприятиях за границей (научные вы
ставки, выставки книги, педагогические и т. д.). К сожалению, мы не всегда и по этой линии из
влекаем из фотографии. все, что она может дать. Очень часто фотография, сопровождающая другого рода экспонаты или диаграммные и, цифровые материалы, подбирается наспех, с ведомствен
ной небрежностью, людьми, мало связанными с фотоделом. В результате нередко поражающие сознание европейца цифры и факты находят весьма слабое, часто даже искаженное, фотографическое отображение.
Нам следовало бы и по этой линии проявлять больше внимательности, не упуская и таких кос
венных поводов использования художественноагитационной силы нашего советского фото. По
чти всегда, при более вдумчивом подходе, есть полная возможность даже из «подсобной фото
графии» сделать «художественную» иллюстрацию, добиваясь этого за счет правильного монтажа, сочетания фотографии с плакатом и т. д. и т. п. Разумеется, это не под силу какому-либо ведом
ству, здесь нужно систематическое и деятельное участие фотообщественности. Фотография как спутник любого нашего культурного выступления за границей, должна стоять на максимальной художественной и технической высоте.
Одним из средств повышения роли нашей фотообщественности в работе по обслуживанию на
ших заграничных культурных заданий является правильно поставленная информационная работа. В настоящее время даже передовой советский фо
тограф имеет возможность лишь эпизодически
знакомиться с положением и тенденциями фото за границей, зарубежной фототехникой, с образцами фотопродукции, с откликами, которые имеет за рубежом наше, советское фото и т. д. Меж
ду тем ориентировка во всех этих вопросах есть непременная предпосылка для роста интереса нашей фотообщественности к заграничным куль
турным связям. Нам представляется, что прямая задача В()КС как организации, непосредственно организующей эти культурные связи, помочь советскому фотографу по линии информации. Работа фотосекции ВОКС должна строить свою работу на товарищеском «обмене услугами»: фото
работники уделяют часть своего бюджета времени на обслуживание заграничных культсвязей. ВОКС, используя имеющиеся в его распоряжении каналы (фотоиздания, отдельные фотодеятели, фототехнические и научные институты и т. д.), должен вводить группирующуюся вокруг него фо
тообщественность в курс жизни фото за границей. Отсюда — доклады, организация закрытых просмотров заграничной фотопродукции и т. д. (при
ходится отметить, что вновь открытое отделение голландской художественной выставки, где выставлены наиболее интересные образцы голландско
го фотоискусства, не использованы до сих пор в информационных целях по линии фотообщественности).
Фото как орудие укрепления наших культурных связей за границей используется нами в очень недостаточной степени. Это1 Необходима подчерк
нуть для того, чтобы начать борьбу за повыше
ние удельного веса советской фотографии в этом важнейшем культурно-политическом деле. Для то
го чтобы борьба эта была успешна, нужно найти
и закрепить деловые и систематические формы связи ВОКС с фотообщественностью и фотоучреждениями.
Растущая тяга значительных зарубежных кругов к ознакомлению и сближению с Советским союзом создает огромные объективные предпо
сылки для активного ^продвижения советского фо+о за границу. Эти возможности станут дей
ствительностью только тогда, когда обслуживание заграничной культсвязи будет делом не отдель
ных фотографов или учреждений, а делом всей нашей фотообщественности в целом.
Л. ЧЕРНЯВСКИЙ