К гастролям в Москве Татарского Гос. Академического театра. „Зангяр-Шаль“.
Сцена из первого акта („Секрет“).

ОБ ОПЕРЕТТЕ.

таклей рабочими организациями, за экскурсии в театр, за концентрацию около театра нашей общественности. Не можем же мы агитировать за «Баядерок» и «Мулен Руж».
Б. СЕРЕБРЯКОВ.
Томск.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ТОВ. СЕРЕ

БРЯКОВУ.

Хочется и мне, культработнику одного из индустриальных профсоюзов, работнику окраин, ска
зать несколько слов об оперетте, в связи с статьей тов. Тихоновича «Бездумное искусство» в № 28 «Рабиса».
Мы, профкультработники, не можем, не должны представлять себе наш почти всегда единствен
ный в провинциальном городе театр вне системы политико-просветительной работы.
А потому мы предъявляем к театру требования и как к «зеркалу жизни» и как к «великой трибуне».
И вот вообразите только себе, что на эту трибуну, единственную в городе, на весь основной сезон (сентябрь — май) или на половину его взобра
лась «бездумная» оперетта, да «не со смехом-бичом и смехом-улыбкой», как пишет тов. Тихонович, а с пошленьким хихиканием, недалеким от скверного хохота — результата порнографической щекотки.
Над этой бездумной опереттой в провинции стоит призадуматься.
В массах не изжито юдофобство, с ним мы боремся, а нам преподносят «Фишеля» в «оформле
нии» сквернейшего пошиба: еврейский анекдот. В «Ночи любви» вышвыривают на сцену «туалет старикашки» — да кто всего этого не знает... Тра
диции «невских» фарсов живы в провинциальной оперетте.
Тов. Тихонович говорит: «ничто упадническое, кладбищенское» не свойственно оперетте. Но кто все эти Воляпюки и Марицы, как не мертвецы?
Мы не гоним оперетту, особенно классическую, советскую (где она?). В Москве, имеющей два де
сятка в той или иной мере ценных стационарных театров, есть театры оперетты. Пусть их там бу
дет два: один с бичом, другой с улыбкой, если это потребуется... Пусть крупнейшие города СССР имеют по такому театру... Пусть они к нам при
езжают на гастроли — почему не побичевать и не поулыбаться, но как постоянное зрелище нам нужно для провинции другое: театр драматический, и театр малых форм — эстрадный театр.
Это то, чего не признают теаруководители и чего требует наряду с драмой трудовая провин
ция: рабочий и мелкий служащий, кустарь... Чего требует и мелкий буржуа, которого тоже должно перевоспитывать.
В театре малых форм — многообразие приемов (здесь же и «бич» и «улыбка») и, главное, возможность откликнуться на злобу дня.
Провинциальному клубному зрителю надоели синеблузные штампы, надоела клубная «синтети
ческая» стряпня, но не надоели хорошие эстрада и театр малых форм.
Ленинградский театр сатиры «Кривое зеркало», живой журнал Ленинградского передвижного театра ИСИ... Даже небольшие, слабые коллективы малого жанра имеют успех...
Вот на театр малых форм — театр синтетический и должно быть обращено внимание провинциаль
ных работников оперетты, если только они хотят иметь свой вклад в системе школьной просветительной работы, хотят приблизиться к массам.
Этот поворот дает нам возможность с еще большей энергией агитировать за покупку спек
Тем более охотно соглашаюсь со статьей тов. Б. Серебрякова, что он, в сущности говоря, дискутирует не со мной, а с безобразной продукцией опереточных предприятий.
Не думаю также, чтобы внимательные читатели поняли мою статью, как аналогию господ
ствующего на опереточных подмостках репертуара: ведь я же достаточно ясно высказался о венских и берлинских изделиях.
Между тем, дело не так уже безнадежно и даже до появления крупных опереточных композиторов с новой установкой можно многое сделать не толь
ко в центре, но и на местах, если им поможет центр. Классическая оперетта допускает перемон
таж текста. К современным комедиям может быть написана музыка. Опыты постановок «Дни и ночии «Женихов» убедительно иллюстрируют эти положения. Возможно введение в репертуар комиче
ских опер, может быть, не в полной партитуре
в вокальном отношении. Не говорю уже о том, что места располагают всеми способами борьбы
против дальнейшего опошления немецких изделий, происходящего путем зачастую плоской грязной отсебятины и некоторой вольности в костюмировке.
В. ТИХОНОВИЧ.