Моск. Художественный театр 2-ой.«Смерть Иоанна Грозного». Эскиз декорации 7-ой картины 4-го действия (Комета) работы художника М. С. Чехова.

„СТРАДА АКТЕРСКАЯ“.

(Голос старого актера).
Наступила самая горячая пора — «страда актерская». Со всех концов Республики стекаются в Москву жаждущие и «чающие» движения воды работники сцены.
Съзжаются они для приискания работы на зимний сезон, а если улыбнется счастье, то и на летний, но этой «улыбки судьбы» никогда не бывает, ибо у нас в посредрабисе уже так принято, что на летние сезоны дела театральные на
чинают составляться в конце мая м-ца, т. е. «как на охоту ехать — собак кормить». В Моспосредрабисе все обстоит, как и прежде. Та же атмосфера. А посмотрите, что творится в кулуарах этого почтенного учреждения? Едкий табачный дым Противный, бьющий в нос аммиачный запах от уборной, находящейся в самом центре учреждения...
Формирование трупп в провинцию происходит сейчас все по тому же методу, несмотря на вопли многих актеров. Представители с мест (директора и уполномоченные) совместно с режиссером у себя в гостиницах ведут переговоры с актерами, кон
чают с ними, а когда труппа уже почти вся сформирована, ТЕО Моспосредрабиса начинает при
нимать записи желающих служить. Составляется громадный список человек в сто или сто пятьде
сят, который и вывешивается на доске с приглашением для переговоров с режиссером и предста
вителем дела. Образуется у «кабинки» громадная «потная» очередь и каждому желающему служить
объявляют, что «к сожалению» остались только оклады для вторых и третьих персонажей не свыше 70 — 60 руб. Сгорая от стыда и от уязвленного самолюбия, выскакивают из кабинки актеры - боль
шей частью очень ценные работники, но которые не умеют устраиваться и, как говорится, «лезть без мыла».
Такой порядок ведения дела по набору трупп не может быть более терпим. Его необходимо не
медленно ликвидировать и ввести какую-нибудь другую систему.
Товарищи из ЦК Рабиса и товарищи из Центропосредрабиса!.. Внемлите «гласу вопиюще
го» уже давно в пустыне бедного провинциаль
ного актера. Он давно просит вас об этом. Ведь он приезжает в Москву с пустой мошной, а может быть и с пустым брюхом, а тут еще безжалостно бьют его по самолюбию... Тяжело и уни
зительно сносить подобное отношение со стороны товарищей в наше время, когда раскрепощен труд, когда каждый трудящийся считает себя свободным
гражданином великой Республики, единственной на земном шаре.
Прошло 10 лет как Октябрьской революцией сметены с пути все преграды к свободной жизни
и труду, разрушены все гнилые устои прежнего режима. Неужели только одна актерская братия
осталась в прежних унизительных условиях? Это какое-то недоразумение. Его необходимо устранить в срочном порядке — жизнь не ждет.
ИЛЬЯ ЛИБАКОВ.