Пожар Московского Большого театра в 1853 г. БЕРЕГИТЕ ТЕАТРЫ!
О ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРАХ В ТЕАЗДАНИЯХ.
Пожар Венского Ринг-театра в 1881 году
(449 человеческих жертв).
Наиболее, если не единственно, уязвимым местом для возникновения пожара в театральном здании представляется сцена, с ее сетью электри
ческих проводов, создающих постоянную угрозу короткого замыкания, где вместе с тем сосредоточена интенсивная и нервная работа, зачастую имеющая огнеопасный характер, значительного и край
не пестрого состава исполнителей. Вместе с тем, на сцене же хранятся колоссальные запасы горю
чего материала, дающие пищу для чудовищного развития пламени. Вся эта громадная площадь, В силу сценических условий театрального дела (разбросанность горючего материала, обилие пыли и т. п.) представляет среду, способствующую не
вероятно быстрому развитию пожара: по многим наблюдениям вся масса декораций охватывается огнем уже в течение первой минуты пожара. Происходящее при этом повышение температуры во
здуха до 800° увеличивает объем воздуха в поме
щении приблизительно в четыре раза, создавая давление до 200 кг на 1 кв. метр Образовывается смерч пламени ядовитых газов, стремительно ищущий выхода через все отверстия и представляю
щий силу, на некоторое время для человеческой воли неодолимую.
Указанное обстоятельство предрешает пути борьбы с театральными пожарами в следующих направлениях:
1) Меры предупреждения молниеносного развития огня,
2) оборудование помещения сцены для интенсивного тушения пожара и ограничения его развития в пределах самой сцены и
3) возможное предохранение от прорыва огневой массы в соседние со сценой помещения, главным образом, зрительный зал.
Разрешение первой из указанных проблем встречает, однако, затруднения: опыты производства декорации из асбестового толя оказались безре
зультатными, ввиду тяжести материала, а также невозможности его окраски в некоторые тона. Поэтому в данной плоскости приходится ограничиться мерами паллиативными, а именно: а) сокращать до возможных пределов наличие декораций в ближайших к сценической площадке поме
щениях, устраивая для их хранения удобныe, в смысле легкости доставки на сцену, и изолиро
ванные в пожарном отношении склады и хранилища; б) весь избыток инвентаря, не потребный для текущих нужд театра, хранить вне театраль
ного здания, равным образом, как и изолировать от него всякого рода магазины и мастерские;
в) особое внимание обращать на постоянное удаление со сцены пыли, являющейся самой благоприятной для развития пожара средой.
Необходимо далее устройство автоматически действующих электрических пожарных заявителей и спринклеризование (дождевание). Практика по
следнего времени выработала весьма действенную систему размещения спринклеров на сцене и их оборудование, обеспечивающее четкость и полноту действия (огнестойкие шахты, питание двумя не
зависимыми магистралями и пр.). В частности, особое внимание обращено на систему орошения по принципу спринклеров железного занавеса, уве
личивающую его сопротивление напору огня и тем защищающую зрительный зал от перекидного огня.
Устройство современной сцены вместе с тем требует соблюдения ряда условий архитектурного и конструктивного порядка. Опыт показал, что сценическую клетку следует строить так, чтобы она представляла собою род шахты, стены ее должны быть из огнестойкого материала и возвы
шаться над всеми, окружающими ее, частями театра Над сценой в высшей точке ее обязательны вентиляторные отверстия, обеспечивающие сильную тягу. Такое устройство клетки при спущен
ном железном занавесе представляет нечто в роде большой трубы в которой огонь не задерживается а потому и не распространяется по сторонам. Опоясывающие сцену коридоры надлежит устраивать возможно более широкими, причем верх
ние из них не должны иметь никаких отверстий на сцену и быть непременно оборудованы лестницей. с непосредственным выходом наружу зда
ния. Лестницы, обслуживающие соффиты и мостки (лучше всего типа каменных, винтовок), должны быть устроены в огнестойких клетках. Наконец, в целях защиты коридоров от огня, количество отверстий из клетки во внешнем помещении сце
ны должно быть ограничено до минимума (не более 4).