***
О том, в какой мере проводятся в жизнь заветы Ильича, можно судить и по отдельным моментам в нашей работе, по отдельным подчас документам. Перед нами недавно распубликован
ное обращение ЦК ВКП(б). «О перевыборах Советов». В связи с избирательной кампанией ЦК предлагает:
«Мобилизовать пролетарские и крестьянские массы вокруг основных задач политики партии и советской власти: 1) обеспечение мира и укрепление обороноспособности СССР; 2) обеспе
чение принятого темпа индустриализации страны; 3) поднятие урожайности и социалистической
реконструкции сельского хозяйства; 4) усиление борьбы с бюрократизмом при улучшении и упрощении государственного аппарата».
Все эти задачи сформулированы были еще Владимиром Ильичем. Принимая героические меры к повышению удельного веса социалисти
ческого сектора народного хозяйства, вкладывая в капитальное строительство свыше полутора
миллиарда в этом году, развертывая широко самокритику, проводя курс на выдвиженчество и приступив вновь к самой решительной чистке как советского аппарата, так и партийных рядов, борясь с какими-бы то ни было колебаниями и уклонами от правильной ленинской линии («укло
нами в сторону попустительства кулачеству и фактической капитуляции перед капиталистиче
скими элементами или в сторону недооценки союза рабочего класса с основной массой кре
стьянства» [1)], мы выполняем заветы Владимира Ильича.
И если Ленин вел борьбу с оппортунистическими искажениями учения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, то, ведя борьбу с уклонами, партия борется с извращениями и искажениями ленинизма.
***
Рамки журнальной статьи не позволили нам коснуться значения Ленина в создании и большевизации Коминтерна, роли его в между
народном революционном движении. Ограничимся лишь одним штрихом. Когда незадолго до пятой годовщины, 11-го января с. г., в Центральной Америке в г. Мексико злодейски убит был б. се
кретарь компартии острова Кубы тов. Хулио
Мелья, над гробом его высился бюст Ленина.
Ленинизм стал знаменем борьбы международного пролетариата и угнетенных всего мира. И во всем мире, в самых отдаленных его уголках, ознаменованы и отмечены будут торжественно
траурные и, в то же время, призывно-бодрящие, к борьбе зовущие дни пятой годовщины смерти Ленина.

ИСКУССТВО НА ПУТЯХ ЛЕНИНИЗМА.

В богатейшем литературном наследии В. И. Л е- нина нет ни одной статьи, непосредственно по
священной искусству, но есть целый ряд статей, затрагивающих идеологически-общественные проблемы искусства по тому или иному конкретно-по
литическому поводу. Их вполне достаточно, чтобы говорить о точке зрения Ленина на искусство в целом, чтобы обосновать основные вехи ленинизма в искусстве.
Прежде всего, искусство есть, конечно, продукт исторических условий, и доколе эти условия
строятся на классовой борьбе — оно неминуемо классово, т. е. подчинено интересам класса, обслу
живает его. В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) читаем: «В об
ществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеяд
ствуют горстки богачей, не может быть «свободы
реальной и действительной. Свободны-ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель, от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сцениче
скому искусству. Ведь эта абсолютная свобода
есть буржуазная или анархическая фраза (ибо как миросозерцание анархизм есть вывернутая наиз
нанку буржуазность). Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) за
висимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Вот почему в классовом обществе искусство классово—оно вынуждено служить интересам, т.е. в широком смысле политике класса. Оно—поли
тично. Нет искусства аполитичного. Подлинно свободное, внеклассовое искусство — «будет лишь возможно в социалистическом внеклассовом обществе». Это будет свободное искусство, потому
что—«не корысть, и не карьера, а идея социализма и сочувствия трудящихся будут вербовать новые и новые силы в его ряды». Оно будет свободно, потому что—«будет служить не пресыщен
ной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся».
Борьбу за такое искусство (в цитируемой статье конкретно идет речь о литературе) Ленин считает «великой и благородной задачей». Для со
циалистического пролетариата дело искусства— «не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела». Оно — «должно стать частью общепролетарского
дела», «колесиком и винтиком» того механизма, который приводится в движение всем сознатель
ным авангардом всего рабочего класса». Означает ли это в какой-нибудь мере «механическое равнение, нивеллирование», покушение на «простор лич
ной инициативы, индивидуальные склонности, простор мысли и фантазии, формы и содержания».
Ни в коем случае, всему этому, — говорит Ленин,—в искусстве должен быть обеспечен, «боль
шой простор». Сравнение искусства «с винтиком живого движения, с механизмом», связанным с движением всего рабочего класса, только у «истеричных интеллигентов» может поднять вопль о при
нижении, омертвлении, бюрократизации свободной идейной борьбы, свободы критики, свободы твор
чества и т. д. А на самом деле это означает только «свободу, от капитала, свободу от карьеризма», «свободу от буржуазно-анархического индивидуализма» .
Искусство должно перестать служить избранным лицам и группам. Оно должно стать массовым. А для того, чтобы сделать его «достоянием
[1)] См. обращение ЦК ВКП(б) «О перевыборах Советов».