дой,—Владимир Ильич сделал полукруглое движение рукой от своего подбородка чуть не до пояса.
— Скульптор Андреев? — Да, да.
— И больше никто?
— Еще этот... что написал «Баб»... Малявин. Но он нарисовал совсем крохотный минутный профиль и вовсе на меня не похожий...
***
Художник И. И. Бродский, автор популярной картины «Открытие Второго Конгресса Тре
тьего Интернационала», вспоминает курьезный случай с зарисовкой Владимира Ильича, которая должна была послужить материалом для фигуры Ленина на этой картине.
«Через несколько часов после открытия Конгресса, на Марсовом поле состоялось возложение венков на могилы борцов за революцию. Возло
жение венков производилось делегатами Конгресса, среди которых находился и Владимир Ильич. Я также был там, при чем в моей папке в закончен
ном виде находился портрет Владимира Ильича,
набросанный мною карандашом на открытии Конгресса. Очутившись у этих могил как-то около
т. Ленина, я подал ему рисунок и попросил его подписать. Пристально всмотревшись в каран
дашный набросок, Владимир Ильич ответил мне, что он не похож здесь на себя. Делу помог стоявший рядом с нами т. Зорин, тогдашний се
кретарь Петроградского Губкома партии, который
начал убеждать Владимира Ильича в том, что тот совершенно не знает своего лица, и что портрет, без сомнения, удачен. Владимир Ильич не заста
вил меня долго просить и усмехнувшись принялся подписывать рисунок.
«Первый раз в жизни подписываю то, с чем не согласен» — сказал он с улыбкой, передавая мне обратно набросок.
Но через несколько минут, когда рисунок пошел по рукам, и большинство товарищей сказали, что сходство уловлено, Владимир Ильич, снова
посмотрев, промолвил: «А, ведь, кажется, действительно похож».
***
Скульптор Б. Д. Королев—о своем «столкновении» с Лениным.
«Первого мая 1920 года в Москве, в Музее изящных искусств, была устроена выставка скуль
птурных проектов памятника «Освобожденный труд».
На выставку приехал В. И. Ленин в сопровождении А. В. Луначарского, Л. Б. Каменева и др. Осматривая проекты, В. И. делал те
или иные замечания, и на его лице быстро отображалось удовольствие или разочарование
Подойдя к моему проекту, Владимир Ильич остановился, и я, стоя рядом, заметил на его лице удивление. Дело в том, что из всех выстав
ленных проектов единственный мой был разрешен в системе кубистической конструкции.
Ясно было, что он вдруг увидел что-то для него новое и непонятное. Перед этим неизвестным
заработала его мысль и мгновенье за мгновеньем отображалась на лице его целым рядом сменяющихся выражений.
Удивление сменилось пытливостью, пытливость—упорным отрицанием, затем появилась лукавая, саркастическая усмешка и, наконец, разрядилось добродушной улыбкой.
— Анатолий Васильевич, — обратился Ленин к Луначарскому,—это уже по вашей части.
Соберите комиссию и передайте этот проект для разбора.
Это мое «столкновение» с Лениным и притом вплотную в дальнейшем очень мне помогло при моей работе над его скульптурным портретом.
Живая подвижность его лица, быстро сменяющиеся выражения которого промелькнули тогда и запечатлелись в моей памяти, натолкнули и помогли мне при работе в мраморе передать не
мертвую, каменную застылость «лика», а его жи

Барельеф-медаль, выпущ. Ленингр. Монетным Двором к 5-летию со дня смерти В. И. Ленина.