ИСКУССТВО ЧУВАШИИ

Появление Чувашского театра находится в неразрывной связи с развязыванием общественной жизни после Октября. Издевательство и презрительное отношение мелкобуржуазной интеллиген
ции державной нации к «инородцам» породили и «нищих по духу и вере» среди части самой чу
вашской интеллигенции, которая попытки создания чувашской сцены рассматривала как совершенно неосуществимые мечтания отдельных фантазеров.
Пламя великой Октябрьской Революции и в области чувашского искусства породило героев. Пионером, в действительном смысле этого слова,
чувашской сцены является И. С. Максимов- Кошкинский. Он первый с мандатом Казан
ского Губернского Совета Раб. и Кр. депутатов дерзнул перешагнуть порог купеческого клуба и потребовать предоставления сцены и клуба для чувашского спектакля.
Одновременно с этим, под руководством пишущего эти строки, на эстраде казанского дво
рянского собрания появился и хор из учащейся
молодежи. Правда, и до революции имели место выступления чувашского хора, но эти публичные выступления происходили только в Симбирске и лишь «с благословения преосвященного».
Основным ядром чувашской сцены, все же, осталась передвижная чувашская труппа, руко
водимая Максимовым-Кошкинским. Прикрепленная к Чувашскому Комиссариату, она удостоилась высокой обязанности и чести обслуживать культурные нужды красного фронта в борьбе с Колчаком. Рядом с этим она несла и в чу
вашские массы художественную культуру. Гастроли передвижной труппы по Волге весной в 1920 г. прошли с большим и вполне заслуженным успехом.
Второй этап чувашского искусства начинается со времени образования автономного управления чувашским краем. Центр культуры и искусства переносится в Чебоксары. За несколько месяцев создается государственный чувашский театр, открывается впервые музыкальная школа.
КИРГИЗЫ-МУЗЫКАНТЫ.
В отдаленных местах Киргизии и Казакстана особым вниманием и успехом пользуются у кир
гизов певцы, поющие под акомпанимент домбры и двухструнной кобзы—смычкового инструмента, родственного виолончели. На нашем снимке мы даем киргизов-музыкантов, играющих на домбре и кобзе.
Отрук чувашской труппы И. Максимов-Кошкинский.
Однако, пульс развертывающегося национального искусства под давлением голода в 1921 году и последующих недородов затихает на несколько лет. Государственный чувашский театр распался. Спектакли стали редким явлением. Музыкальная школа и музей влачили жалкое существование. При небывало тяжелых условиях начатое дело все-таки продолжалось. Резко реагировал на тяже
лое положение своего национального искусства последний 2-й Всечувашский Съезд Советов (март
1927 г.). Съезд предложил принять все меры по воссозданию распавшейся труппы, по организации капеллы и театральной студии. Таким образом, к де
сятилетию Октября чувашское искусство стало опять на твердую почву.
Наш краткий обзор был бы неполон, если не упомянуть еще об одной крупной отрасли искус
ства. За последние два года, благодаря энергии того же основоположника чувашского театра, за
служенного артиста Республики Максимова- Кошкинского, выпущены уже четыре кино
картины. Ценность этих картин заключается в том, что впервые чувашская масса имеет широкую возможность ознакомиться со своей прошлой угне
тенной жизнью и борьбой («Волжские Бунтари», «Черный Столб»), впервые наглядно в художественной форме убедиться в возможностях хо
зяйственно-культурного строительства своего края («Страна Чувашская») и впервые показать себя
широким массам других национальностей СССР. Чувашкино, как это ни странно на первый взгляд кроме обслуживания текущей общественно-куль
турной жизни масс, в условиях еще далеко неоформившейся культуры угнетенной нации выполняет большую академическую работу по фик
сации и увековечению этнографически-бытовых особенностей чувашского народа.
Таким образом, с полным основанием можно сказать, что чуваши в этом году праздновали двойную десятилетнюю годовщину—Октября и октябрьского искусства.
Т. АЛЕКСЕЕВ.