Московская Государственная Драматическая профклубная мастерская. Макет стандартных
декораций художника Талдыкина.
говору, не вытекает из закона, не предлагается как нечто само собой разумеющееся, но должна быть точно предусмотрена в самом договоре. Это условие есть штрафное условие о неустойке.
Что же касается возмещения убытков, возникших в силу отказа нанимателя от исполнения до
говора, то иск об убытках возможен только, если будет установлено, что артисту в период между заключением договора и отказом от его исполне
ния были предложены другими дирекциями другие контракты. Это обстоятельство должно быть удостоверено союзом, Посредрабисом или теми долж
ностными лицами, которые предлагали эти другие контракты.
Таковы обязательные технически-правовые условия, которые предъявляются ко всякому договору, и к договору изложенному в телеграфной форме в том числе. Вне этих условий артистический до
говор останется лишь быстро возникающим и быстро погибающим моральным обязательством и документом, не оставляющим после себя юридических следов.
В. МЕЛИК-ХАСПАБОВ.

ТАРИФНАЯ ОПЛАТА УЧЕНИЧЕСТВА.

Вопрос об ученической тарифной сетке принципиально разрешен ВЦСПС в сторону установления сетки, правда, с оговоркой, что по некоторым профсоюзам сетку учеников можно не уста
навливать по согласованности данного вопроса с ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС. Указанное положение выдвигает необходимость проработки данного во
проса по союзу Рабис. Поскольку художественная промышленность развертывается и в связи с этим увеличивается и контингент учеников в производстве, постольку вопрос заработной платы учеников по художественному производству приобретает жизнен
ное значение. До сих пор мы имели в этой области чрезвычайно пеструю практику. Если по Москве ставка ученика первого года обучения по кино равнялась 30 рублям, то по Ульяновску она выража
лась всего в 13—15 рублей. То же самое и по театру. По Москве мы имеем на 1 год обучения 16—17 р„ а, например, в Ярославле 13 руб. Основными дефектами в практике регулирования зарплаты были до сих пор: произвольный перевод
ученика из разряда в разряд, отсутствие проверки получаемой квалификации, а в связи с этим задержка в повышении зарплаты учеников в про
цессе его обучения, произвольное установление зарплаты ученикам и т. д.
Не исключена кой-где и постановка вопроса о неоплачиваемом совсем ученичестве. С последним нужно, конечно, совершенно решительно бороться.
Какая же система может в нашем союзе обеспечить нормальное положение с зарплатой учеников. Такой системой у нас может быть тариф
ная сетка. Регулирование зарплаты учеников должно происходить чрез повышение разряда соответ
ственно полученной им квалификации, устанавли
ваемой соответствующими испытаниями. Зарплата учеников должна строиться так, чтобы с окончанием обучения ученик мог подойти к ставке законченного мастерства своего цеха.
С. ПУТОЛОВ.