ТЕАТР И ДРАМАТУРГ

Обычный метод мышления таков: есть драматург, режиссер, труппа и т. д. Их функции в теории четко разграничены. Художественная и обществен
ная ответственность также. И все, кто работают непосредственно в театре, склоны по пилатовски умыть руки и сказать: нет нашей вины в медлен
ной советизации театра, ибо делать пьесы, создавать репертуар, не наше дело. И авторы всякого рода литературного оружия и вовсе безоружные, пишут десятки, сотни пьес, из которых до зрительной
залы, до театральной рампы доходит процент ничтожнейший.
Этот догматизм, этот формализм—тормоз для процесса осовременивания театра.
Давно пора понять, усвоить и осуществить Несколько простых истин.
— Пьеса (чья бы то ни была) не может быть ни абсолютом ни фетишом: она—материал, она в своем сценическом выявлении всегда разная, иная в каждом театре.
— Никакой автор не может знать театра так, как его знают режиссер, актер, рядовой театральный работник.
— Не театр для драматурга, а драматург для театра, и оба они для массовой публики.
— В театре нет индивидуального творчества, если иметь в виду его окончательную продукцию: так трудно установить, что в нем скрещиваются творческие воли и помыслы всего коллектива.
Отсюда вытекает вывод, что репертуарная болезнь есть болезнь театра в целом. Стало быть, правильнее и целесообразнее говорить не об авторских правах, а о коллективной задаче.
«Какие трюизмы»,—скажет иной взыскательный и искушенный читатель, но странное дело как робко и лениво делаются крайне значительные и существенные выводы из этих банальных положений.
Пьесы должны писаться не «вообще , а для определенного театра или для определенной группы театра. Общий социальный заказ должен диффе
ренцироваться по художественной линии с учетом формальных и технических особеноостей данного театрального организма.
Нет пьес только авторов; есть пьесы театров. Ибо, поистине, первая редакция пьесы заказанной театром или в него принесенной, нечто совсем иное, чем то, что смотрит и слушает публика и что хвалит или бранит критика.
Должны быть открыты все пути и возможности для театра во всех его слагаемых к участию в окон
чательном оформлении пьесы; пусть существуют художественные советы, производственные совеща
ния, актерские дискуссии, но пьеса лишь тогда совершенно кристаллизуется, когда внесут в нее свое творческое все участники постановки.
Отсюда—ряд практических выводов в организационном и методическом планах: по части уча
стия актерства в производственно - руководящей работе театра и по части усиления производственнопросветительной работы среди актерства и режиссуры.
Другими словами, путь к созданию нового репертуара лежит не только через драматурга, но и через театр, который не может не быть содраматургом.
В. ТИХОНОВИЧ.
ДИСКУССИОННО
МХАТ 1-й. «Бронепоезд 14-69» .
Макет художника В. А. Симова.