В области профессионально - художественного образования общую линию, которая была взята сразу и остается неизменной и до сих пор, надо охарактеризовать, как производственный уклон. Это означает два основных момента: 1) материалистическое понимание искусства, проще марк
систский подход к нему и 2) связь академического курса с живым производством. Сюда же еще надо отнести и связь с советской общественностью через работу, главным образом, в клубах. Оставаясь, как я уже сказал, неизменным, такой производственный уклон менялся в своем содержании, а отсюда и в методах. От крайнего утили
таризма, почти сливавшего искусство с инду
стриальным производством (особенно по линии Изо—категорическое отрицанье станковой живо
писи и замена ее художественной «вещью») до теперешнего реально-производственного понима
ния искусства, как эмоционального организатора средствами художественного воздействия нового человека в системе новых общественных отношений.
теты ВХУТЕМАС а, понимавшиеся тогда, я уже отметил это, чисто индустриально. Как сдвиг и необходимый сдвиг это было в те годы, несо
мненно, явлением поступательным, положительным, несмотря на то, что оценка положения и органи
зационные выводы делались крайние. Постепенно они сглаживались и на ходу, среди горячих споров, дискуссий и экспериментов, привели ВХУТЕ МАС к здоровому производственному курсу, дающему художника и в разные области промышлен
ности—полиграфическую, текстильную и др., и на стройку нового здания с его требованиями мону
ментальной фрески и сохраняя в то же время в нужных рамках и станковую живопись, как дрожжи для новой переоценки живописных задач.
Богатый выводок новых художников-конструкторов дал ВХУТЕМАС театру, играя тем самым боль
шую роль в создании нового театрального стиля.
Если в области Изо еще и нет строгого единства педагогической методики, во всяком случае пути для нее расчищены, цели намечены.
Наиболее бурно протекал этот процесс, как я уже только что отметил, в области так называемых (и очень неправильно называемых) изо
бразительных искусств. Здесь новые общественные отношения, новый быт давал себя знать особенно настойчиво резкой переоценкой значения «картины», предназначенной для украшения стен жи
лища. Прежняя дорогая картина, украшавшая
стены барских квартир и особняков, естественно потеряла в своем спросе. И возникал вопрос— куда же применить мастерство живописца. Ответ был категоричен—на производство вещи. В этот период и возникают «производственные» факуль
Значительное число высоко-квалифицированных музыкантов выпускают наши музыкально-учебные заведения, особенно московская и ленинградская консерватории. Прошлой зимой на международ
ном конкурсе пианистов в Варшаве первый приз получил только что окончивший консерваторию пианист Оборин. Но, к сожалению, переоценки старого культурного наследия здесь гораздо меньше, чем в области Изо. Бытие определяет созна
ние—здесь рынок потребления не диктует столь властно, как там, поскольку и самый продукт музыкального искусства сравнительно беспредметен, беспрограммен, бессюжетен. Конечно, нельзя

НАШЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

* * *
***