КИНО-ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО.

Наряду со случайными изобретениями — много чрезвычайно важных изобретений.
Какой бы германский кино-аппарат, прибор или отдельную принадлежность по кино мы не взяли, всегда на ней можно найти кабалистические для нас буквы „DRP“ и №. Расшифровываются эти буквы просто: „Deutches Reichs Pa
tent , т.-е. „Германский Государственный Патент“. То же мы видим на американских, французских, английских и др. кино-аппаратах. Там буквально каждая мелочь, каждый винтик, каждое новое сочетание уже известных элементов запатенто
вано. Для примера укажу хотя бы на тот факт, что не так давно образовавшаяся в Германии фирма „Тобис“ является обладательницей нескольких сотен патентов в области звукового кино.
А у нас? Навряд ли кому-либо попадалось на глаза что-либо из области кино, на чем можно было бы увидеть номер советского государственного патента.
Увы, таких номеров нет.
В чем же дело? Неужели советские изобретатели не интересуются кино? Или среди советских кинематографистов совсем нет изобретате
лей? Конечно, дело не в этом, а в том некультурном отношении, которое встречают наши изобретатели со стороны производственных киноорганизаций.
Вот яркий пример: ВУФКУ выбрасывает 35.000 рублей нашей валюты за границу для по
купки пары проявочных машин, а Совкино вполне разумно отпустило 20.000 р. нашему изобрета
телю инженеру Зайковскому на постройку двух подобных машин советской системы.
***
Стремясь быть объективными хочется поговорить и об изобретателях.
Дело в том, что далеко не все изобретатели по линии кино знают ту область, в которой они делают свои „открытия“, и, что хуже всего, далеко не всегда берут в поле своего внимания те воп
росы, которые являются наиболее в данный момент актуальными.
Изучая выданные патенты по кино, мы можем резко разбить все изобретения на две основные группы. К первой, к сожалению весьма немного
численной группе, нужно отнести действительно полезные и ценные предложения (таких наберется всего штук 15), а ко второй всевозможное „кино
штукатурство“, т.-е. „изобретательство ради изобретательства“, где простая задача разрешается сложнее и хуже чем существующими приборами. Оригинальничание, а подчас и незнание основ кинематографии проглядывает из некоторых „изобретений“ и читая их описания порою прямо поражаешься Комитету по делам изобретений (Комподизу), который присуждал им патенты, не только не разбираясь в целесообразности дан
ного предложения, но подчас и в его техниче
ской грамотности. Невольно возникает сомнение: имеются ли там достаточно авторитетные знатоки современного кинематографического дела?
***
Чем же главным образом интересуются советские кино-изобретатели? Судя по количеству выданных патентов, больше всего наших изобре
тателей интересуют вопросы стереоскопического кино—13 патентов. Следующую большую группу составляют изобретения в области лабораторного дела. Затем идут различные приспособления для передвигания пленки в кино-аппаратах, изобре
тения в области цветного кино, звукового кино, мелкие технические приспособления, обтюраторы, кино-проекторы, противопожарные изобретения и т. д.
Говоря о советских изобретателях в области кино, нужно отметить тот отрадный факт, что на ряду со случайными изобретателями не кинематографистами, авторами многих чрезвычайно ценных изобретений являются одни и те же работ
ники советского кино, среди которых нужно от
метить оператора Л. Минервина, имеющего 15 патентов, инженера В. А. Зайковского— 8 патентов, профессора Лифшица, Михайлова, Рождественского и др.
Следует отметить, что опубликование патента чрезмерно затягивается.
Много еще различных изобретений в области кино, как это ни странно, не только не реали
зованных, но даже и не рассмотренных в Комподизе. Наряду с этим происходит и естествен
ный отбор настоящих изобретателей по кино, которые знают эту область, изучили ее слабые
места и своими изобретениями действительно могут быстро двигать вперед советскую кинематографию.
НИКОЛАЙ АНОЩЕНКО.