Как ни стыдно, как ни странно признаться, но у нас до настоящего времени нет мало-мальски точного учета зрелищных площадок даже в отношении их количества. Если благодаря централи
зации и монополии проката, мы имеем сведения о числе кино-установок, то сведения, характеризующие театральный рынок, говорящие о количе
стве театральных зданий и емкости театрального рынка, попросту отсутствуют.
За все время революции не производилось ни одного массового обследования зрелищных предприятий по СССР. Данные, которые были до
быты выборочным обследованием НК РКИ РСФСР в 1925 году, не могут быть признаны достаточными.
Ежевечерно тысячи театров и десятки тысяч клубов наполняются зрителями. Растет в бюджете рабочего процент, идущий на удовлетворение культурных потребностей, а стало быть и на театр.
Общая сумма оборотов по театрам достигает цифры значительной, даже и в системе всего нашего народного хозяйства.
Нет централизованных, хотя бы в масштабе РСФСР, данных об экономическом положении всего театрального производства в настоящее время.
Данные по значительному числу городов говорят о больших дотационных суммах, отпускаемых на театр из местного бюджета, но на ряду с этим эти же данные свидетельствуют о том, что повсеместно театры обложены налогами, сплошь да ря
дом непосильными и покрываемыми из тех же дотационных ассигнований.
Таким образом, одни и те же суммы переходят из одного кармана местного бюджета в другой.
Театрам нехватает цифр. Это не бюрократическое требование трудовой отчетности, а настоятельная необходимость, без которой нельзя уста
новить ни той социально-полезной роли, которую выполняет театр на линии фронта культурной революции, ни степени охвата театром рынка, а значит и удовлетворения художественных по
требностей трудящихся, ни экономического положения зрелищных предприятий.
Поэтому предпринимаемое в декабре Центральным Статистическим Управлением массовое обследование всех зрелищных предприятий (теат
ров и кино) по территории Союза, заслуживает всяческого одобрения. Объективная, бесстрастная
статистика и колонки цифр, которые выявятся в результате этого обследования, несомненно выразят ту динамику роста театральной и кино-театральной сети и взвесят те реальные силы, с которыми советский театр вступил в эпоху культурной революции.
Советский театр, советское кино, выросли стихийно. Выросли в фактор мирового значения.
Выросли и в результате революционного пафоса и в результате ряда мер партийного, наркомпросовского и профсоюзного порядка, частью пере
воспитывавших и перестраивавших театры лицом к современности, частью содейсвовавших строе
нию нового революционного театра и кино. Учесть, подсчитать, подытожить, систематизировать, чтобы на основе цифрового анализа твердо наметить пути дальнейшего развития — совершенно назревшая необходимость.
Задача каждого работника искусств—всемерная помощь производству первого обследования зрелищных предприятий.
А. ЗОЛОТОВ.

ЗРЕЛИЩА И ЦИФРЫ.