вен в молодости в свете современных исследований»),—но и выдвигает идеологическую проблему путей и направления современного музыкального искусства, беря на себя роль пионера в создании новой музыкальной эстетики.
Куда же зовет журнал нашу современную музыку? Назад.... к Бетховену.
Передовая статья так и говорит: «для нас он (Бетховен) предвозвестник того творческого пути, который один только может быть путем нового революционно творческого сознания».
Еще более «революционно» выражена эта мысль в заметке анонимного автора «в комитете по подготовке Бетховенских торжеств». Тут после вся
ческих «пафосных» фраз о создании в СССР «второй родины Бетховена», о «смычке» револю
ционного пролетариата с «гением Бетховена» и т. п., брошен крылатый девиз: «через Бетховена— путь к пролетарской музыке». Бедная пролетарская музыка: «от» и «через» кого только не рекомендуют ей зачатия...
Итак, провозглашен очередной «назад» на сей раз для музыки, и, что характерно, в журнале Государственного музыкального вуза.
Этот «задний ход», данный журналом от музыкальной современности, в дальнейшем строго вы
держан по всему фронту материала. Так, в статье «Сергей Прокофьев» (второй анонимный автор),
этот виднейший на ряду с другими представитель современной музыки разделан, как говорится, на все корки за его «обескровленное», «потускнев
шее», «вымученное» и т. п. искусство. Попутно
оглобля критика прихватила и «других русских композиторов» прокофьевского поколения», во всем аналогичных Прокофьеву,—кроме разве того, что им нечего сказать и не умеют они ничего сказать».
Далее, в обзоре «Русская музыкальная печать», смакуется все, что так или иначе громит современную музыку так называемого «левого» толка.
Разделавшись с левой русской музыкой, журнал добирается и до музыки иностранной. В обзоре «Иностранная музыкальная печать» таинственный автор с любовной кропотливостью подбирает и нанизывает друг на дружку только те писания зару
бежной прессы, в которых так или иначе громится «левая» музыка. Тут дискредитируются такие
мастера как Шенберг, Стравинский, Оннегер, Альбан Берг, с его знаменитым «Воццеком» и др.
Итак, планомерное наступление музыкальной реакции начинается.
Нам, конечно, понятна идеологическая подоплека этого явления, наблюдающегося сейчас не
„Оборона СССР . Жесть.
в одной только музыкальной области. Влияние социальных сил, развязанных непом, на извест
ные классовые прослойки,—в данном случае на некоторые интеллигентско-профессорские группы старых «спецов», руководящих музыкальным образованием, здесь до очевидности ясно.
Поэтому, сигнализируя об опасности, надвигающейся на советский левый музфронт,—фронт, каквсем известно, наиболее активный и близкий к: революционной действительности,—мы призываем его работников к большей бдительности, сплочен
ности и организации должного отпора всем силам, пытающимся повернуть вспять колесо развития музыкального искусства и помешать у нас ковке новых музыкальных форм, способных не только к охвату и выявлению содержания и пафоса нашей эпохи, но и к действенному участию ее в великом строительстве новых форм жизни.
НИК. РОСЛАВЕЦ.

БЫТ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА.

Разбираясь в вопросах художественного оформления быта, нельзя обойти общего вопроса об органической связи между формами искусства и характером общественно-экономического уклада жизни. Внешнее оформление быта не должно
быть произвольным. Для него нельзя таскать готовые шаблоны, словно запыленные декорации из арсенала прошлого. В лучшем случае эти от
жившие формы спадут сами собой, как «ветхая чешуя», не отвечающая жизненным нуждам эпохи и не выполняющая своего общественного назначения. B современной жизни, как и в эпохи вся
кого радикального сдвига, наблюдается довольно пестрая смесь отжившего уже искусства с новыми
его формами, несмотря на то, что наша эпоха характеризуется весьма яркими чертами новых социальных отношений. Чтобы правильно разобраться в этом обилии художественных форм,
чтобы процесс отбора одних и отметания других мог совершаться сознательно и жизненно-целе
сообразно, чтобы не сбиться в хаосе всякого рода «стилей» и «измов», необходимо ориентироваться на основные тенденции развития, заложенные в новом социальном строе. Только в таком сопоставлении художественных форм с господствующими интересами эпохи может быть обнаружена их пригодность и организующая роль в жизни. В этом сопоставлении обнаруживается, что одни
Работа вхутемасовца А. В. Кикина.