ЯРОСЛАВЛЬ. „ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР ИМЕНИ ВОЛКОВА..
„Леонидовщина всколыхнула кино-работников и на экстренном общегородском собрании в Ленинграде 2-го февраля постановлено:
Обратить особое внимание профсоюзных органов на положение женщины - ки
но-артистки, дав последней возможность избегать в дальнейшем всех проявлений леонидовщины, поддержав и защитив слабейших из них.
Леонидовщина — и это надо иметь в виду — явление, наблюдаемое не только в области кино, но и в театральной области вообще. Да и только ли в театральной? Разве у работниц на некине
матографических фабриках и заводах не бывает иной раз оснований жаловаться на своих масте
ров? Разве в советских и торговых учреждениях
не наблюдаются те же, по существу, явления? Борьба с этими бытовыми явлениями — задача тем более серьезная, тем более ответственная.
В журнале нашем еще в 1924 г. писалось:
„Покончить пора с этой средневековщиной, с этим феодальным правом первой ночи.
С этим еще не покончено. Профсоюз обязан усилить борьбу с этим злом, не ограничиваясь лишь кино-фабриками и не забывая о том, какие нравы еще господствуют в наших театрах, как столичных, так и провинциальных, в наших художественных школах и т. п.
Одними циркулярами делу, конечно, не помочь. Надо мобилизовать общественное мнение вокруг этого вопроса, не останавливаясь перед обращением в судебные органы в конкретных случаях.
Характерен в последнем смысле присланный
в ЦК протокол заседания Правления Рабиса одной из наших национальных Республик. Слушалось заявление уборщицы Художественного Техникума тов. К—ой о попытке преподавателя Т. склонить ее ко вступлению в связь хулиганским образом.
Председатель Союза заявляет (цитируем попротоколу):
„Я не нахожу преступления в поступке Т. и боюсь, что передача в Суд на члена Союза будет уклоном (?!) союзной работы .
Все же постановлено:
„Учитывая неграмотность тов. К-ой(?!) дело передать для разбора в камеру по борьбе с хулиганством, ходатайствуя о наз
начении к слушанию дела показательным процессом в помещении клуба Союза ,
Бесспорно, такие дела должны передаваться в суд.
Каждая женщина—член союза должна быть уверена в том, что найдет всегда управу.
И каждый режиссер пусть не сомневается в том, что Союз будет энергично бороться с ред
кими, правда, случая шантажного вымогательства, когда неосновательно возводятся подобные обвинения на частных работников, когда, напр. неспособная или неопытная артистка объясняет не
представление ей ответственной роли тем, что не пошла якобы навстречу тайным вожделениям и домогательствам постановщика.
Бывает и так, что артистка (семья не без урода) провокационно делает все, чтоб режиссеру угодить, чтобы понравиться, чтобы влюбить в себя. До такой степени вкоренилось у нас убеждение, что иначе не устроиться, не выйти в люди, не завоевать себе положения.
Президиум ЦК в заседании 5-го февраля признал необходимым усилить борьбу против гнусного отношения к женщине артистке.
Долг каждого работника искусств принять участие в этой борьбе.
К.

***

Словом, Леонидов и деньгами и натурой брал. Деньгами—у сценаристов, натурой — у натурщиц. Само собой разумеется, не из-за денег, не из-за жалких грошей получаемых на кино-фабрике отдаются артистки. Делается это ради служения „святому искусству, ради того, чтобы пробить себе дорогу, стать звездой экрана.