БЛУДНЫЙ СЫН

Лучше поздно, чем никогда... но все же поздновато.
Мы уже накануне X годовщины. Подросло целое поколение советских граждан, для которого наш европейски (и американски) знаменитый со
отечественник был и оставался лишь некиим... заживомифом. Нам же, „старикам , приходилось довольствоваться летучими „зарубежными изве
стиями об успехах его музыки в Старом и Новом Свете, да запоздалыми «новинками на музскладах „Международной Книги ...
Немудрено потому, что поглядеть на „живого Сергея Прокофьева пришла вся музы
кальная Москва! Бурными овациями встречает и провожает каждый раз своего „блудного сына столица СССР. Цикл его концертов вырос в свое
образные „музыкальные торжества , заслонившие собою даже 100-летнюю Бетховенскую годовщину,
под знаком коей наши концертные организации намеревались (если нам не изменяет память) про
вести едва ли не весь текущий музыкальный сезон...
Все это так, но... и, к сожалению, не одно, но ряд серьезных „но , длинный ряд тревожнейших вопросов омрачает непосредственную радость этих незаурядных дней и недель нашего музыкального „сегодня .
Я честно производил над собою в концертном зале тяжелую двойную операцию: выключал — с одной стороны — вышеописанные „торжествен
ные эмоции, с другой — свое профессиональное спец-восприятие прокофьевского мастерства, уравнивая себя таким образом с любым рядовым слу
шателем из „широкой публики (о возможном пролетарском ее составе нечего было и гадать),— и вот что я тогда слышал и думал:
1. „Приятно встретиться с доброю, старою 4-частною сонатною формой — аллегро, скерцо, анданте, финал, — но странно, что она наполнена подчас несвойственным ей гармоническим материалом .
2. „Очень часто начинается прелестная мелодия (почти чайковского типа), но почему-то скоро теряется в ненужном нагромождении звуков... как жаль!
3. „Впрочем надо отдать справедливость автору — диссонансы его (за некоторыми исключе
ниями) вполне терпимые, а подчас и совсем все приятно — в самом обыкновенном миноре .
4. „В трудных местах выручает простой ритм (марши замечательные... впрочем нас и фокстро
том не запугаешь, лишь бы без особых фокусов, чтобы ногой отбивать можно... )
5. „Длинновато только все, а так ничего — и сладко, и с перчиком .
6. „В общем хорошая была бы музыка, и автор преталантливый, только мудрит и оригиналь
ничает подчас не в меру, также с подписью: ну чтобы по-человечески написать, — а то „СПркфв какой-то, — язык и голову поломаешь читаючи .
Включив обратно спец-восприятие, расшифро
вываю: успех музыки Сергея Прокофьева держится на глубоком компромиссе, достигаемом помощью огромного и изощренного технического мастерства, приемы коего на спец языке могут быть определены так: широкое и остроумное использование энгармонических возможностей нашей темперации в направлении ложных „психо
логических консонансов при сохранении всех исторических аттрибутов классической музыки,
особенно в форме, мелодике и ритме. Кажущаяся новизна гармонии — результат смелых горизонтально-мелодических сопоставлений.
Таким образом роль Прокофьева в современной музыке чрезвычайно напоминает анало
гичную роль живописца Бастьен-Лепажа на заре импрессионизма во Франции: в то время как Манэ и Монэ, шедшие напролом, терпели же
стокие гонения, Лепаж использовал „кое-что из наиболее эффектных их приемов для ординар
ных пейзажиков, и тем завоевал симпатии заклятых врагов импрессионизма, не признавших его под столь невинною личиной (тема романа Золя).
Включив, наконец, обратно „социальные эмоции , прибавлю: конечно, приезд С. Прокофьева в СССР— событие, не лишенное даже общественно-политического значения; конечно, с другой стороны — нельзя требовать от худож
ника, выросшего „за рубежом , по ту сторону революционной баррикады, работавшего на враждебный нам рынок,—необходимого и пригод
ного нам „качества продукции (тем более, что не находим такового и на нашим „внутреннем
рынке), — его стиль — неизбежный, логический определенной эпохи музыкальной истории — эпохи разложения господствующей тональной системы, и было бы смешно строить на нем обвинительный акт композитору: трагическая коллизия его твор
чества с заветными мечтами и устремлениями нашей культурно-революционной действительности — ему „не позор, но — несчастье .
АРСЕНИЙ АВРААМОВ.
Получил первый приз на всемирном конкурсе пианистов памяти Шопена в Варшаве. Воспитанник Московской Государственной Консерватории, ученик профессора К. Н. Игумнова.
ЛЕВ ОБОРИН.