К СОВЕЩАНИЮ ПО ВОПРОСАМ ТЕАТРА.

Вопросы театра и театральной политики выдвигаются сейчас на одно из важных мест. И это не случайно. Улучшается экономическое положение страны, закончен период восстановления на
шего хозяйства, и, вместе с тем, намечается возможность и величайшая необходимость подойти внимательней, пристальней к проблемам искусства.
Искусство должно и может стать одним из действенных рычагов в процессе социалистического строительства.
В 1925 году ЦК партии были формулированы основные принципы политики в области художе
ственной литературы. Положения этой резолюции ЦК сохраняют свое значение и до сих пор не только в отношении художественной литературы, но и в отношении других искусств.
Исходя из общих принципов художественной политики, нужно и можно наметить сейчас специ
фические задачи стоящие перед партией в области театра.
Партия рабочего класса, руководящая государством, защищающая интересы трудящихся масс, не может не поставить вопроса о ее задачах в области театра.
Перед деятелями театра всех направлений и всех возрастных групп стоит теперь основная задача — найти наиболее верный и действенный путь к тому, чтобы включить театр в общую си
стему социалистического строительства, чтобы специфическими средствами театрального искус
ства выполнять общие задачи, стоящие перед пролетариатом. Думается, что ни возраст, ни
стиль не являются сами по себе препятствием к тому, чтобы театр шел в ногу с современностью.
Конечно, процесс передвижки театров имеющих традиции, высокую накопленную десятиле
тиями культуру, в русло новых задач решаемых нашей эпохой — медленнен. Голым администриро
ванием здесь ничего не сделаешь. Этот процесс также труден и медленней, как и процесс нарождения нового революционного театра.
Нужно более четко сформулировать-задачи партии в усвоении и использовании театрального наследства, строительстве революционного теат
ра — определить задачи театра в общей системе культурного строительства — в данный период революции.
На театральном фронте в настоящее время наблюдается ряд процессов отражающих борьбу социальных сил в нашей стране. Чуждые пролетариату влияния прорываются или в виде мещанского хлама, или в форме новых постановок, ко
торые прямо или косвенно, вольно или невольно служать выражением тех же влияний. В противо
вес всему этому театральное искусство последних лет выдвинуло ряд достижений большой худо
жественной и социальной значимости. Это дали
и некоторые театры дореволюционной культуры и театры выросшие, определившие свой стиль в период революции.
И здесь с новой силой встают задачи — дать оценку происходящем сдвигам в области театра, наметить пути способствования театрам в их стремлении служить современности, наметить отношение партии к различным театральным течениям.
Среди работников театра, руководителей театральной политики, критиков в среде нашей общественности выдвинуты вопросы, касающиеся общих принципов нашей театральной политики,
принципов театральной критики, принципов репертуарного контроля, создания театральной общественности и т. д.
Эти вопросы требуют настоятельного своего разрешения.
Сейчас уже можно и должно подвести итоги театрального строительства в годы революции. И необходимо во всю широту поставить вопрос о том, что сделано и что должно быть сделано в строительстве советского театра — профессионнального и самодеятельного, в городе и деревне, в центре и на окраинах.
Эта задача трудная, сложная, но она необходимо должна быть решена.
Партийное совещание созываемое в масштабе СССР в марте месяце сформулирует задачи, которые стоят перед коммунистами в строительстве театра.
Само собой разумеется, это совещание не может ставить своей целью ни провозглашение какого либо театрального направления коммунисти
ческим, ни установление какого-то узкого шабло
на, абсолютного единообразия мнений и действий
для всех театральных направлений. Его задача шире, его задача более общая,—это определить те принципы, на основе которых борьба направлений, стилей могла бы привести к большим резуль
татам, к большей художественной и общественной ценности театра для социалистического строительства, устранить препятствия на пути к росту со
ветского театра, точно сформулировать требования, предъявляемые сейчас к театру, точнее определить политические и организационные принципы партийного влияния в области театра.
Чрезвычайно важно, чтобы общественные организации и пресса поставили перед собой задачу— подвергнуть обсуждению положение на теат
ральном фронте, учесть запросы широких слоев советской общественности. Это обеспечило бы более правильное определение задач, стоящих перед работниками театра.
И. БЕСПАЛОВ
Медаль выбитая в Париже к 100 летию со дня смерти знаменитого трагика Франсуа Тальма.