О ТЕАТРАЛЬНЫХ АМПЛУА

Новая роль в новой современной пьесе далеко не всегда укладывается в рамки старых, привычных „амплуа , предъявляет новые требования к актеру и, в свою очередь, вызывает ответные,—и, порою, вполне основательные,—требования с его стороны.
Часть прежних амплуа, вообще, окончательно отпала, поскольку выпали из нашей действительности те социальные типы, которые служили источниками этих амплуа. Намечаются элементы построения новых амплуа и театральных масок.
Приводим ряд мнений артистов наших крупнейших театров, по этим неразрывно свя
занным друг с другом вопросам. М. И. ПРУДКИН
Думается, что старое разграничение ролей по амплуа все бо
лее и более теряет
смысл. Каждый актер переключает роль при
менительно к своим данным. Можно сказать так: нет отвлеченного амплуа, а есть амплуа для каждого отдельного артиста, определяемое его внутренними каче
ствами и сценическим мастерством, и опре
деляющее круг ролей, которые может играть данный актер.
Тем более это относится к новым пьесам. Образы современности резко отличаются от образов прошлого и пробуждают в актере пережи
вания, рожденные нашей эпохой. Несомненно,
что, работая главным образом над современной ролью, молодежь может развивать свои силы.
И потому хочется от современных ролей большей психологической наполненности, дающей возможность вскрыть внутреннюю жизнь человека.
Ю. С. ГЛИЗЕР
Драматург берет материал из современности и поскольку материал этот нов,— естест
венно должно пройти время, чтоб им овладеть и с ним освоиться. Те
атр сейчас в переходном периоде. Этот переходный период характери
зуется недостаточной отточенностью амплуа. Современные женские роли, — коммунистка, комсомолка, мещанка,— похожи на галлерею „газетных вырезок . Это схемы дающие разреше
ние не трактовочное, а иллюстративное.
Отсутствие трактовки этих образов ликвидирует на время и специализацию по самым принци
пам трактовки,— т.-е. по амплуа. Требования такой роли очень убоги: бытовая естественность как
производственный прием, простейшая копировка знакомых и встречных.
Требование современной актрисы от роли должно быть: наличие полнокровного социально трактованного материала.
В. К. ВЛАДИМИРОВ
Зарождение актерских амплуа — в мас
ках старого театра. Современный театр, развернув широчайший социальный ти
паж, вызвал к жизни новые маски, новые оттенки амплуа.
Следует ли, однако, современному ак
теру ограничивать себя рамками амплуа?
Я думаю, что это вопрос качества.
Новый театр ждет актера гибкого, многогранного, разностороннего. В этом отно
шении привязывание себя к определенному амплуа грозит актеру сужением его сценических средств, опасностью застыть в сценических штампах; работа над собой не будет итти дальше узкого тренажа, направленного к выработке некоторых специфических качеств.
А. А. ЯБЛОЧКИНА.
Амплуа—это пережиток старины. Уже дав
ным-давно все амплуа так перепутались, что еще до революции они существовали только номинально.
Однако, вне рамок вопроса об амплуа, я нахожу, что в новых пье
сах для актрис слишком
мало материала и нам, актерам - индивидуалистам, приходится взды
хать о том просторе, тех возможностях, кото
рые представлял для нас классический репертуар и многие прежние психологические пьесы. Сей
час на сцену твердо выступил коллектив, масса
(Художественный Первый)
(Малый театр)
НОВЫЙ БЫТ—НОВЫЕ РОЛИ
(Малый театр).
(Первый Рабочий театр Пролеткульта).