Заголовок этой статьи целиком соответствует тому положению, которое существует на сегодняшний день с вопросом об организации юбилей
ных празднеств в театрах при юбилейном ажиотаже, который охватил значительную группу актеров, ибо нечего греха таить есть такая „юби
лейная слабость у актерства. В этом не трудно убедиться, если сравнить количество юбилеев актерских, с юбилеями других групп работников искусств, объединяемых Всерабисом, как например: художников, оркестрантов и т. п. А ведь среди последних, надо полагать, есть не менее дарови
тые и не менее ценные работники для нашего искусства, имеющие право на юбилей.
Мы привыкли рассматривать юбилей, как весьма важный трудовой праздник могущий быть допущенным в отношении лиц (будь то актер, музыкант или рабочий сцены) не только проработав
ших длительный период в той или иной области, но и могущих быть выделенными из общей группы работников особо яркими достижениями по своей специальности, достигших особо высокой квалификации и в дополнение к этому еще и проявив
ших себя на общественной, работе. Этот основной подход, очевидно, совершенно не принимается во внимание большинством местных организаций при разрешении юбилейных вопросов. Мы говорим большинством местных организаций потому что ряд правлений союзов (Ростов н/Д и др.) уже обратил внимание на юбилейную вакханалию.
Практика последнего времени нам показала, что в большинстве случаев претендуют на юбилей работники, имеющие стаж и „имя в провинции, а по квалификации и заслугам перед искусством дальше крепких, опытных актеров их считать нельзя. А об общественности уж говорить не при
ходится. Это — одна категория. Есть и другая категория, рассматривающая юбилей просто как замену запрещенных бенефисов и могущий дать известный „приработок к основному окладу. И неспроста известный актер Б. отпраздновав 25-летний юбилей в Москве, изъявил желание его по
вторить в Харькове по тем соображениям, что там-де его любят и можно будет сделать солидный сбор.
А случаи празднования юбилеев „на Онуфрия и на Антона разве не подтверждают того, что большинство юбилеев рассматривается как повод зашибить деньгу.
А случаи когда через два года после 25-ти летнего юбилея праздновался 30-летний и т. д. Ненормально обстоит дело и с подходом к самой организации юбилея. В большинстве случаев ини
циатива устройства юбилея исходит от... самого юбиляра, он же формирует „юбилейную комис
сию, он же устанавливает порядок чествования... В этом также нарушение директивы ЦК, предусматривающей организацию юбилеев (членов союза) по инициативе союзной организации.
Местные органы союза должны с большей серьезностью, чем это имеет место до сих пор, подходить к решению юбилейных вопросов, не
умаляя их значения и не возбуждая ходатайств перед ЦК в отношении работника только потому, что он премьер труппы и сыграл удачно две-три роли.
НИК. ВЕСЕНЬЕВ.
Автор помещенной выше статьи, „Юбилейная вакханалия совершенно прав, обрушиваясь на бенефициантов,выступающих под маской юбиляров. Прав он и когда ополчается против юбиляров, в каждом городе и каждый год справляющих свои юбилеи. Это вне дискуссии. Прав, указывая и на то, что не приличествует юбиляру проявлять само
деятельность и инициативу в организации своего юбилея.
Однако, автор статьи несомненно заблуждается полагая что: „в этом нарушение директивы ЦК. предусматривающей организацию юбилеев членов союза, по инициативе союзной организации.
В директиве ЦК говорится о другом, а именно о том, что „на юбилеи по инициативе и при участии союза имеют право tолько члены союза .
Это не значит, что театр, в котором работает юбиляр, или друзья его и товарищи не в праве взять на себя инициативу по устройству юбилея.
Вторая и основная ошибка заключается в смешении юбилярства с заслуженством, в предъявлении к юбиляру тех требований, которые обычно предъявляются к кандидату в заслуженные артисты: „особо яркие достижения..., особо высокая квалификация..., общественная работа.
Если крепкий, опытный актер проработал беспорочно 15, 25, 35 лет, если он к тому же премьер местной труппы, все это, по мнению автора „Юби
лейной вакханалии , не дает ему оснований отпраздновать свой юбилей.
А, между тем, в циркуляре ЦК упоминается лишь о том, что при исчислении стажа не должна приниматься во внимание работа носящая люби
тельский характер, при чем следует учитывать всякую работу в художественной области, независимо от профессии.
Бесспорно, любой работник искусств (актер, суфлер, рабочий сцены, музыкант) имеет право на ознаменование своей пусть скромной и малозаметной, но долголетней и безупречной деятельности.
К.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР. „ТРУМФ“
АРДАСЕНОВА, ПЕТРОВ, ФЕДОТОВА.

ЕЩЕ ОБ ЮБИЛЕЯХ.ЮБИЛЕЙНАЯ

ВАКХАНАЛИЯ.

(Дискуссионно.)