Скромный, тихий, но героически последовательный в раз намеченном Владимир Максимович Ф р и ч е начинает печататься в тяжелые годы
конца XIX и начала XX столетия. Раз намеченное для В. М. — марксистский анализ и марксистская методология искусства.
Кругом—расцвет так называемого декадентства. Стиль эпохи — мистический индивидуализм в со
держании и символизм в форме. Метерлинк, Пшибышевский, Шницлер, Кнут Гамсун, Д Анунцио — „из иностранных . Сологуб, Чулков, Реми
зов, Блок того периода, Белый, Леонид Андреев и др. — из своих. В художественной критике — Волынский, Аничков, Бердяев, Горнфельд. В живописи — „Мир Искусства , „Союз русских художников . Александр Бенуа, Лев Бакст.
Кумиры разночинческого народничества повергались в прах, Чернышевский объявляется „вар
варом , социализм — противохудожественным. Не идеи должны быть богохульно втиснуты в искус
ство,—говорит Дягилев, а наоборот—„идеи должны зарождаться при виде творения искусства .
И вот навстречу этому потоку всяческого „богоискательства и ухода в эстетическое „небы
тие начинает медленно и упорно звучать голос Фриче. Неутомимо последовательным анализом вскрывает он социально-материалистические корни модной философии „сверх-человека и „гордого одиночества . Указывает, что весь этот „модер
низм с его философией „надземности и „свободы есть ни что иное, как социальный заказ промышленно-городской буржуазии, европеизированного купечества, его эстетика, его вкус.
Вряд ли кто будет оспаривать, что самое больное место в нашей союзной жизни — Посредрабис. Правда, могут возразить, что Посредрабис, это не союз и что эти понятия никак нельзя смешивать. Но, во-первых, от этого никому не легче (а в осо
бенности актерам), а во-вторых, союзная масса в этих тонкостях очень плохо разбирается и по
чему-то всегда за плохую работу Посредрабисов ругает Союз, а не Наркомтруд.
Дело, конечно, не в формальностях, а в том, что с работой Посредрабисов связана судьба всех наших безработных. Больше того, в нашем союзе, благодаря сезонности производства, с Посредрабисом связана судьба большинства работающих. Вот почему Союз должен быть кровно заинтересован в его работе.
Однако, соответствует ли на самом деле внимание Союза к этому органу, тому значению, которое он имеет.
Я утверждаю категорически — нет. Возьмите протоколы Всесоюзных Съездов, пленумов или Президиума ЦК. Часто ли вы встретите там во
просы Посредрабиса. Доклады Посредрабиса либо совсем не ставятся, либо заслушиваются в конце, при шапочном раэборе, после чего принимают резолюцию, повторяющую общие места.
В результате на 5-м или 6-м году существования посреднических органов Рабиса и при той безработице, которую мы имеем, ни одна область
В лагере богоискателей всех мастей того времени статьи Фриче принимались в высокой сте
пени пренебрежительно. Но молодой социолог искусства шел упрямо, шел уверенно.
В 1908 г. на театральном фронте разыгрывается довольно бурный поединок. Выходит теат
ральный альманах „Шиповник , посвященный защите мистико-символического театра. В бой с мистиками вступает другой альманах „Кризис театра , сгруппировавший теоретиков марксистов с Фриче во главе. В статье, помещенной в этом сборнике, Фриче горячо ополчается на тех, кто стремится „кидать палки под колесо истории , кто тянет к „древней наготе , кто, зовет „назад
к Шекспиру или Мольеру, кто кутаясь в тогу символизма и импрессионистических „настроений , ведет логически к уничтожению драмы.
Научно-публицистическая деятельность В. М. связана с его революционно-общественной деятельностью в одно неразрывное, одно органиче
ское целое. В годы революционных событий он отходит от письменного стола ученого и посвя
щает себя и свое перо политической борьбе и
коммунистической пропаганде. Такого Фриче знает 1905 год, когда он вступает в московскую организацию большевиков, такого Фриче знает Октябрьская революция.
Сейчас на тридцать первом году напряженной работы мысли и нервов т. Фриче вновь за письменным столом. Совсем недавно вышли его книги „Социология искусства и „Шекспир .
В лице В. М. Фриче работники искусств чествуют, таким образом, не только общественно
политического деятеля, но и своего старшего товарища — учителя.
Э. Б.
их работы не регламентирована, да и сама структура и методы работы не установлены.
В самом деле, возьмем для примера вопрос о коллективах: несомненно, что несмотря на все удачно прошедшие и предстоящие кампании в борьбе за гарантию — коллектив, все-же, на весь ближайший период явится одной из самых суще
ственных форм борьбы с безработицей. Но разве наши коллективы имеют какой-нибудь определен
ный устав, определенное положение. 5-й Съезд Союза и последующие пленумы решили, и не без основания, что коллективы Рабиса должны быть в ведении Посредбюро. Между тем НКТ все же решает передать их в ведение Правления Обще
союзного Объединения трудколлективов, а так как ни один коллектив Рабиса не может удовлетво
рить всем формальным требованиям, которые предъявляются со стороны объединения, то они
их к себе не берут и все коллективы Рабиса висят в воздухе. Да и вряд ли был бы какой-нибудь толк, если бы они их и взяли.
Чтобы улучшить работу Посредрабиса необходимо прежде всего:
1) оставляя Посредрабис в ведении НКТ, приравнять его, в смысле уделения внимания его нуждам, рассмотрения его вопросов и руководство ими, к одному из самых серьезных разделов союзной работы и
2) дать Посредрабису лучших работников.
Что же касается форм и методов работы самого Посредрабиса, то об этом в следующий раз.
М. ГАНЕЛИН.

В. М. ФРИЧЕ.

НАШИ БОЛЬНЫЕ МЕСТА.

(В порядке обсуждения.)