В ЗАЩИТУ СОВЕТСКОГО ЦИРКАЧА.

Нельзя не приветствовать предложения журнала „Рабис — широко осветить вопрос о путях советского цирка (см. № 4/46). Вопрос этот действи
тельно заслуживает самого серьезного внимания. Статья директора Управления Госцирками А. М. Данкмана комментируется на все лады. Состоявшееся на-днях широкое производственное совещание работников Одесского Госцирка самым решительным образом высказалось в защиту советского циркача, затираемого „заграничными знаменитостями . Раньше контингент „заграничников“ никогда не превышал цифры 8—10% всех выступавших в цирках артистических сил. А теперь? Теперь число их достигает 60%. Это явление недопустимое, угрожающее самому существованию советского циркового искусства.
Конечно, не следует совершенно отказаться от гастролей иностранцев, но отсюда еще не сле
дует, что ими надо заполнять почти три четверти наших программ и отдавать им три четверти цирковых бюджетов за счет русских работников.
Мы не будем касаться того исключительнопредупредительного отношения к иностранцам, отношения, которого русские, к сожалению, не встречают к себе, мы не будем касаться того,
что русских артистов в большинстве допускают только для „съездов и „разъездов публики, но нельзя обойти молчанием двух особенно ярких фактов, а именно: контрактов для иностранцев и для русских и — окладов. С иностранцами контракты заключаются на длительные сроки 8—10 ме
сяцев, а для своих редки случаи договоров на 4—5 месяцев. Понятно, что русский артист с „куцым договором, не обеспечивающим ему
работы на сезон, всегда находится под угрозой попасть в безработные, искать работы у „част
ника , который, конечно, способен не доплатить, обойти и обставить его так, как только „частник
умеет. Большинство русских циркачей по окончании контракта, уже на второй день познают нужду и увеличивает кадры безработных. Так, например, случилось с труппой Эльворти, подвизавшейся в Одессе. Закончив свой договор, они, в составе 4 человек, тотчас рассыпались и разбрелись в раз
ные стороны. Что касается оклада, то, конечно, львиная доля попадает в пользу иностранцев; здесь оклады исчисляются тысячами, в то время, как советские циркачи, в подавляющем большинстве, о таких окладах даже понятия не имеют.
О том, что с русскими силами можно работать без ущерба для дела, служит такой факт. В Киеве имеется частный цирк К и с с о, который в течение двух рядовых сезонов, не имея ни одного заграничного номера, и иметь их не может за редким исключением, когда Управление Гос
цирками из своих расчетов, уступает ему один номер—например, Валь с крокодилами. И в результате К и с с о не знает дефицитов. Это зна
чит, что можно работать исключительно русскими силами. Между тем, Центральное Управление Гос
цирками тот самый цирк держало один сезон с
иностранцами и потерпело дефицит в несколько десятков тысяч рублей.
Ясно, что в интересах развития советского циркового искусства, необходимо внести суще
ственные коррективы, необходимо, прежде всего, пересмотреть политику увлечения иностранцами, необходимо защитить интересы советского цир
кача, необходимо создать для русских работников такие условия, такую обстановку, при наличии которой они действительно сумеют достигнуть тех же степеней циркового мастерства, коими владеют их западно-европейские товарищи.
Б. А. БРОДСКИЙ.
(Письмо из Одессы)