ПРОБЛЕМА РЕПЕРТУАРА.

С точки зрения социальной значимости и соответствия требованиям современности, репертуар наших театров крайне разнообразен. На крайних гранях репертуар двух видов: или пьеса, не заме
чающая действительности, или публицистическая пьеса — агитка.
В репертуаре некоторых театров то тут, то там появляются эти постановки, по которым не заметно, что прошло 10 лет революции, что при
шел иной зритель, что революция предъявила иные требования.
И в ряде театров мы имем, наоборот, пьесы ярко публицистические, подчас агитационные, ставящие текущие вопросы дня.
Между этими крайними точками есть ряд посредствующих звеньев, ряд переходов.
Вот эти крайние полюсы репертуарного направления театров подвергаются обстрелу критики и советской общественности. Одни пьесы за то, что они не удовлетворяют современного зрителя, что они ориентируются на зрителя прошлого, который не может уже диктовать своих требова
ний современному искусству, другие потому, что они будто-бы надоели, отжили свой век.
Наличие ряда разноречий, упреков, которые бросаются руководящим художественным органам, и работникам театра — выдвигает необходимость поставить вопрос о репертуарной линии современного театра. Отбор репертуара, отвечающего запросам времени, конечно, не происходит по мано
вению пера какого-либо теакритика. Современный театр не может итти бессознательно за рыночной стихией. Здесь, как и в хозяйственной жизни, должен быть элемент плановости, исходящий из. рас
чета на определенную цель. Но этот план и эта линия может быть выработана не из головы, не от отвлеченных требований, а на основе учета действительных процессов жизни.
Сейчас можно уловить направление этого репертуарного отбора и можно дать общую формулировку его принципов.
Прежде всего нужно сказать, что ряд классических пьес, которые, кажется, так далеки от вопросов волнующих нас, еще сохраняют свою художественную и общественную ценность. Может быть, в чью-нибудь отвлеченную схему и не укладывается то, что наш театр в определенной
степени всегда будет пользоваться достижениями прошлого. Но жизнь идет мимо надуманных схем. Ряд произведений искусства прошлого про
должает художественно и социально звучать и в наши дни.
Вопрос в том, какие пьесы классического репертуара сохранили свое звучание. Нужна большая чуткость, внимательное прислушивание к пульсу нашего времени, чтобы определить какие произведения классиков еще сохранили свою действенность в наши дни.
В отношении классического репертуара приобретает важное значение вопрос трактовки. Старые образы по-новому воспринимаются сей
час и зритель хочет их воспроизведения в этом соответствии с требованиями его восприятия.
Под рукой большого мастера, учитывающего требования современности, могут по новому зазвучать образы, которые, казалось бы, уже стер
лись. Но отбором классического репертуара решается только часть проблемы. Ибо, все же,
театр всегда, как искусство действенное, стремится ставить и решать вопросы современности.
Однако, основное в театральном репертуаре должно покоиться на устремлении его к совре
менности. Иначе театр потеряет то значение, которое он имеет, как орудие социальной жизни.
Конечно, неправильно утверждение, что современный репертуар должен быть исключительно бытовым. Нельзя набросать какую-то навязчивую схему, нельзя декретировать, что наиболее при
емлемым для пролетариата жанром является такойто, что, положим, нужно взять курс на „обозрение и т. п. Нельзя предопределить ни формы, ни тематику нового репертуара. Нашу современность интересует, ей нужны всевозможные темы. Правда, одни из них более актуальны, другие менее Но театр, который хочет итти в ногу с современностью, должен суметь воспроизвести жизнь, поставить проблемы, дать социальную направленность репертуара — под углом требова
ний господствующих тенденций современности, требований господствующего класса.
Процесс перехода репертуара на позиции пролетариата и служения его целям, конечно,
будет протекать постепенно. Но, конечно, нет причин, заложенных в структуре нашей общест
венности и в специфичности нашей эпохи для того утверждения, что не может быть сейчас идеологически выдержанной пьесы.
Ряд пьес в современном репертуаре, в той или другой степени, улавливает пульс современности.
Разумеется есть более ценные и менее ценные. Есть революционный репертуар, есть попутнический, есть сменовеховский.
Задача всех работников театрального искусства, усвоивших идеологию пролетариата, вставших на революционную точку зрения, сводится к тому,
чтобы, используя достижения искусства прошлого рядом мер и путем общественного воздействия (критика), притти к более правильной, более верной постановке вопросов современности.
Конечно, речь идет не о безнадежных, а о тех кто искренно хочет идти с революцией.
Сторонники чистого искусства, выступают ли они открыто или замаскированно, могут возразить, что этим будто-бы кто-то хочет водворить на советской сцене агитку.
Дело в том, что агитка, чрезвычайно ценная в свое время и сыгравшая большую роль, перестала звучать сейчас не потому, что она социаль
но неправильна, тенденциозна, а потому, что пьеса этого рода ставила и решала проблемы действительности, не используя в должной мере спе
цифических средств искусства, как образного мышления.
Публицистика, всегда присутствующая в той или иной мере в произведениях искусства, заслоняла здесь самое искусство.
И сейчас „агитка еще может сохранить свое значение в определенных границах и для определенных групп.
Но развитие драматургии, рост репертуара идет в направлении пьесы глубоко содержательной, социально насыщенной, художественно полноценной.
И. БЕСПАЛОВ