ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПЬЕСЫ В РАБОЧИХ КЛУБАХ.

7-го марта состоялось организованное Культотделом ВЦСПС совещание об улучшении качества клубной драмработы.
Председатель ВЦСПС т. Томский в своем вступительном слове сказал:
„Первые проблески культурного сознания появляются благодаря театру, благодаря искусству. В пробуждении деревни немалую роль играет доморощенный драмкружок.
Общее недовольство вызывает, однако, отсутствие хорошей пьесы.
Клубная пьеса должна соответствовать возможностям клубной сцены, должна быть элементарнохудожественна, элементарно-эстетична, идеологи
чески выдержана. У нас просят хлеба, а мы даем
камень. Между тем, клубы обслуживают миллионы работников и вопрос об улучшении работы драм
кружков приобретает большое значение. Вот почему мы решили пригласить „варягов на настоящее заседание, решили обратиться к специалистам.
Рабочие хотят не только смотреть пьесы, но и играть их. Главное, стало-быть: найти пьесы. Разумеется, наша задача не превращать рабочих в артистов-професионалов, не переводить их из своих союзов в Рабис. Наша задача—сделать ис
кусство доступным массе. И, в частности, надо нам—при инструктировани драмкружков—использовать радио, надо построить свою могучую проф
союзную радио-станцию, через которую будет вестись наша культработа .
В прениях драматург, т. Вакс указал, что написать клубную пьесу труднее чем писать для театра. Недаром в ходу выражение: „Пишу вам длинное письмо, потому, что некогда писать ко
роткое . Между тем, проработав 5-6 месяцев под клубной пьесой, драматург получает только 100 рублей от издательства и не имеет права на авторские. Надо быть рационально экономным, надо обеспечить материально драматурга. Тогда пьесы будут.
Тов. Славинский (ЦК рабис) отметил, что Цекрабисом проделана немалая работа среди кружководов. Производился отсев: — переквали
фикация. Театральные школы дали около сотни клубных инструкторов и учебные программы
От государственных академических театров Москвы в Совет избраны: секретарь ячейки
Большого театра Козыровская, заслуж. артист Богданович и заслуженный артист актер Малого театра Нароков. Кандидатом к ним—рабочий сцены 2-го МХАТ а тов. Яковлев. В районный совет прошли секретарь комсомольской ячейки Большого театра Уткин, председа
тель месткома Большого театра тов. Громов, артист Второго Художественного театра Ключарев и кандидат — артист оркестра Большого театра Милушкин.
В Саранске, Пензенской губ., в Горсовет от работников искусств избрана тов. Холопова, кассирша местного кино.
теперь перестраиваются в этом направлении. Необходимо создать центральную клубную базу для образцовых постановок.
Тов. Каверин (студия Мал. Театра) указал, что с самого начала слишком сильно потянули на агитку. Драмкружок не хочет халтурить, но культком шлет наряд за нарядом. Праздники один за другим. Настроено невероятное количе
ство сцен, но технически все это ужасно сделано. В Рузаевке напр. устроена никому не нужная вертящаяся сцена и она не вертится. Нужен конкурс на пьесы.
Тов. Плетнев (Пролеткульт) считает, что драматургу нужно учиться, нужно изучить историю рабочего движения. Необходимо повысить квалификацию кружководов.
Тов. Попов (т. им. Вахтангова) предлагает создать лабораторию клубного таатра.
Тов. Таиров (Камерный театр) полагает, что клубные кружки дадут нам пьесы для клубов, Ибо народ наш талантлив.
Тов. Волконский (Малый театр) рекомендует заслушать доклады кружководов о недочетах их работы.
Тов. Любимов-Ланской характеризует выступление тов. Томского, как огромный поворот. Советует использовать также старые пьесы, идеологически приемлемые.
Тов. Нароков (Малый т.) видит задачу драмкружков в собирании талантов, рассеянных везде. Талант нужен, а не голое умствование.
После выступлений т.т. Грипича (т. Революции) и драматурга Билля-Белоцерковского заклю
чительное слово предоставляется т. Томскому, который вновь указывает, что нельзя строить агитки по типу плаката „Не пейте сырой воды . В балаганах старого времени было много движе
ния, много действия, много красочности и это привлекало. Это надо учесть и нам. Не ставить же в драмкружках 1-й том „Капитала . За пьесы, которые хороши, платить надо и за них платить будем .
Через 2 недели состоится следующее заседание, на котором будет конкретизирован ряд практических мероприятий.
В Ельце (Орл. губ.) в Горсовет от работников искусств избраны председатель правления местного отделения Рабиса А. М. Юрьин (артист драмы, работающий в Гортеатре).
В Череповце из 87 членов союза работников искусств на перевыборы Горсовета 22 февраля явилось 69 человек — 80 процентов всех избира
телей. 7 человек не явились на перевыборы по болезни.
В Горсовет избран тов. Осипов, член партии и кандидатом билетерша Панова — беспартийная,
В Кременчуге от работников искусств в Горсовет избраны Иванов и Панюшкин.
В Иркутске в Горсовет избраны Жезлов (предсоюза), Гаусман (электро-осветитель),
Яблоков (зав. Совкино, член партии), Капылов (зав. худ. мастерскими). В дополнение к общему наказу поручили добиваться постройки лет
него театра, цирка и ремонта склада декораций гортеатра.

К ПЕРЕВЫБОРАМ

СОВЕТОВ.