ЗА КАЧЕСТВО

„Чернь Шаповаленко — опыт современной мелодрамы. Попытка окультурить стиль ста
ринкой французской классической мелодрамы. Удалась ли она? Не в полной мере. Ведь мало еще перенести действие мелодрамы в обстановку и дни Парижской Коммуны 1871 года. Надо ме
лодраму увязать с политическим фоном, сделать ее рупором этого фона, его социальным радио. Автор и театр не сумели этого. Они увлеклись мелодрамой, как таковой. Ее достаточно трафа
ретной адюльтерной романтикой, от которой в соседстве с такой большой темой как 1871 год, делается даже как-то неловко, нехорошо, обидно.
Если бы еще сюжет растворялся в монументальности общего и давал пафос преодоления, тогда — другое. А то хочется (и оно будет весьма кстати) употребить даже ходовое словечко — упадочничество.
Да, такая трактовка социальной мелодрамы (если театр ее хотел дать) — упадочна. Она мель
чит великие исторические тени. И в этом вред спектакля. По отношению к такому наиболее вы
держанному театру, как театр МГСПС, должно быть строгим. Это — театр „Шторма . А это, в свою очередь, обязывает.
Можно ли было постановочно выправить индивидуалистическо-романтический вывих автора? Можно. Если бы была усилена массовая часть, если бы был подчеркнут социальный фон, если бы все не было сведено к „ниточке , мелодрама
тической интриги. Это — раз. Два— если бы убрать моменты излишней демоничности и сла
щавости с главных действующих лиц, дающую им какую-то салонно-маскарадную окраску и сделать их суровее и проще. И, наконец, если в финале развернуть массовую картину, дать ему более
Был у нас небезызвестный критик, которому некий представитель также небезызвестного ан
самбля в ответ на претензию о неприсылке билета удивленно возразил:
— Зачем вам билет: разве вы стали посещать рецензируемые концерты? Раньше за вами этого как-будто не водилось...
Я хочу сказать, что только этот велемудрый критик смог-бы „с честью справиться с создавшимся концертным „урожаем .
Казалось бы: какого „порядка можно искать в этом первозданном хаосе разразившихся музы
кальных событий, не руководимых к тому же единою волей (так и не осуществленного) центрального государственного концертного органа?
И тем не менее — в нем царит отменный порядок: всю кажущуюся „кашу из разношерстных программ и исполнителей легко разложить по трем основным координатам:
1. Музыкальная архаика.
широкое, более монументальное звучание, создать подъем борьбы, насытить его пафосом конечной
победы. Тогда вся музыка, весь тон спектякля стал бы иным.
К сожалению, всего этого сделано не было, несмотря на то, что в частностях молодым режис
сером Винером и художником Волковым была проявлена неплохая инициатива и выдумка.
Но частности так и поглотили целое. О нем забыли.
Вот почему спектакль звучал не совсем в плане театра МГСПС.
ЭМ. БЕСКИН.
„Сорок первый . Фильма „Межрабпом-Руси , выросшая из повести Лавренева, больше
всего доказывает, что к темам гражданской войны, которые казались уже использованы в кино до последней степени, можно еще возвращаться. Темы гражданской войны могут зазвучать по но
вому если при использовании их отойти от уста
новленного шаблона: по новому развернуть тему, показать не схемы, а живых людей. Попыткой дать живого человека на фоне гражданской войны и является последняя постановка Протазанова. В центре фильмы психологическая драма: Марютка (стрелок, женщина-партизанка) и белый офицер,
которого она конвоирует к штабу. Выброшенные бурей на пустынный остров они постепенно сбли
жаются друг с другом. Для Марютки временами исчезает офицер—классовый враг, его место зани
мает „мой синеглазенький . Но чувство долга, чувство классовой вражды не оставляет ее. Оно вновь вспыхивает тогда, когда белые высаживаются на остров. Перед Марюткой—любимый ею человек.
2. „Дэрнье кри („последний крик ). 3. Народная песня.
Целые серии концертов прямо построены по этому плану:
Зоя Лодий. 1-й концерт: старые французы— и „шестерка , Глинка — и Стравинский- Прокофьев. 2-й концерт—народная песня.
Ленгоскапелла: „Страсти Баха — „Свадебка Стравинского — великорусские и украинские песни.
Первые две формулировки резко проведены в большинстве программ солистов-инструменталистов (Гр. Коган, Цыганов и Нейгауз etc), третья наполняет целиком программы подлинно и квази-народных певцов и певиц от Доливо-Соботницкого и Яунзем до... Загорской включительно.
Если прибавить к этому нечаянный конкурс двух „именинников — Сергей Прокофьев против
Бетховена, закономерность нашей музыкальной жизни становится очевидной.
Какая богатая пища для сравнений и обобщений, сколь знаменательны попытки „синтеза координат у исполнителей (Зоя Лодий — 1, 2, 3; Г. Коган—1, 2) и авторов (Стравинский — 2, 3; Метнер — 1, 2).
(Театр МГСПС.) „ЧЕРНЬ .

КИНО

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

„УРОЖАЙ .

ПРОДУКЦИИ